Приемная кампания 2020–2021 учебного года имела свои характерные особенности и проходила в условиях глобальных вызовов, с которыми раньше не сталкивались университеты. И хотя, по данным экспертов, самой уязвимой категорией оказались иностранные студенты, которые не смогли выехать на каникулы и остались в России, конечно, при значительной поддержке университетов, имидж России как образовательного центра с высоким качеством образования, его фундаментальной основой и дружелюбной средой не только сохранился, но и вырос.
На это утверждение есть все основания, по данным Министерства науки и высшего образования, прием иностранных студентов в 2020–2021 учебном году увеличился по сравнению с прошлым годом на 9%, при этом прием иностранных студентов в университеты США осенью 2020 года снизился на 16%, а сокращение набора новых студентов в целом сократилось почти вдвое, на 43%.
Удивительно? Конечно, надо проанализировать причины феноменальной цифры и, главная задача для университетов сейчас — удержать новых иностранных абитуриентов, которые пока учатся онлайн, не пересекая границу, сделать их настоящими очными студентами. Думаю, на увеличение заявлений повлияли более либеральные правила приемной кампании: подача документов онлайн, отсрочка предоставления свидетельства о признании, отсутствие необходимости пересекать границу и оформлять визы для начала обучения в учебном году. На мой взгляд, возросла и роль рекрутинговых агентств, которые помогли университетам дистанционно организовать набор иностранных студентов за рубежом.
В 2019 году в России Правительством была утверждена «Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года». Основными сегментами международного рынка образовательных услуг в «Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года» обозначены:
- все виды международной мобильности студентов и учеников в сферах высшего, среднего и начального образования, изучения иностранных языков;
- транснациональное обучение (предоставление образовательных услуг в стране, не являющейся страной базирования образовательного учреждения);
- сопутствующие образовательные продукты и услуги (присвоение международных признаваемых квалификаций, услуги в области развития образовательных технологий и другие).
В рамках стратегии в 2019–2020 гг. реализовывался федеральный проект «Экспорт образования», с 2021 года он трансформируется в различные мероприятия национального проекта «Наука и университеты», но при этом целевые показатели удвоения количества иностранных студентов в России, установленные Указом Президента Российской Федерации №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. сохраняются. Поэтому университеты находятся в поиске новых механизмов рекрутинга, прежде всего, дистанционных его форматов, активно участвуют в виртуальных выставках, готовы сотрудничать с надежными партнерами в различных странах. Мне кажется, что наступил новый этап в организации взаимодействия с рекрутинговыми агентствами, предполагающий прозрачные механизмы, обучение агентов, создание правовых финансовых моделей, реестра агентств с безупречной репутацией. Модели взаимодействия университетов с агентствами могут быть не только прямые договорные отношения, но и отношения через российского посредника. ФГБУ «Главэкспертцентр» в настоящее время совместно с Центром экспорта образования отрабатывает модель создания сертифицированного реестра агентов по набору иностранных студентов и хотел бы привлечь к этой работе университеты с просьбой поделиться информацией о лучших практиках в этой сфере, о состоявшихся и надежных рекрутинговых агентствах или, наоборот, негативном опыте, который также важен для создания реестра. Важно не потерять время и начать эту работу как можно быстрее, чтобы в более чем 300-тысячную семью иностранных студентов влились новые, яркие, талантливые абитуриенты из разных стран мира.