Каждый университет, ведущий деятельность на международном рынке образования, строит свое позиционирование на основе конкурентных преимуществ и особенностей своей страны, пропагандируя ее среди абитуриентов. Можно ли предположить, что вузы являются основными факторами мягкой силы государства?
Постигая мягкую силу
Нужно ли заимствовать чужие, неоднозначные и зачастую просто вредные понятия? Особенно, если речь идёт о системном продвижении российских национальных интересов. Российская hardpower в лице предприятий ОПК, не заимствуя ничего, превосходно справляется с задачами по обеспечению обороноспособности страны. И не называет себя жёсткой силой!
Термин «мягкая сила», как правило, применяют в форме «так называемая мягкая сила». В англо-русском словаре у слова soft достаточно много значений, и почти все — с расслабляющим и откровенно негативным оттенком. Автор русского перевода этого термина из имеющегося набора выбрал значение «мягкая» как одно из наиболее нейтральных. Однако если углубиться, то можно найти иные смыслы. Начать, например, с того, что SOFT может являться аббревиатурой для понятий Strengths, Opportunities, Faults, Threats. Ничего не напоминает? Да это же всем уже со школы известный SWOT-анализ! Или soft как часть слова software — результат умственных усилий программистов.
Надо отметить, что термин softpower, который мы позаимствовали как «так называемая мягкая сила», изначально был введен как антитеза к термину hardpower, с которым все понятно. Softpower включил в себя все меры влияния, которые напрямую не связаны с вооружённым конфликтом. Поэтому если уж мы решили заимствовать этот термин, то переводить его надо от противного — например, нежесткая, неагрессивная или гибкая сила.
Понятие softpower — это не про мягкость, бесхарактерность, неустойчивость, неясность и уступчивость, а про эффективность, аналитичность, программирование и управление. И именно так она и реализуется теми, кто придумал и навязал это понятие — как бизнес-процесс, который подчинен SMART-целям и задачам, которые, в свою очередь, опираются на заложенные в систему миссии и ценности. Поэтому, на мой взгляд, правильный перевод термина softpower может звучать как эффективное доминирование.
Измеряя мягкую силу
С моей точки зрения, для оценки результативности такого многогранного понятия как softpower («мягкая сила» или эффективное доминирование), как совокупности любых средств и инструментов, которые применяются для достижения определенных общественно-политических целей, необходимо производить оценку того показателя, ради которого она реализуется. В контексте «мягкой силы» мы не можем говорить о приращении земель, однако мы можем и должны ориентироваться на количество умов и сердец, которые удалось завоевать в тяжелой конкуренции.
По моему убеждению, высшей формой проявления успеха «мягкой силы» является получение образования за рубежом, поскольку это решение представляет собой результат осознанной необходимости индивида и плодом успешной работы других элементов влияния — культуры, спорта, информационной политики, дипломатии и т. д.
Именно привлечение иностранных студентов рассматривалось ведущими державами в период после Второй Мировой войны как один из основных элементов экспансии. Все начиналось с отбора наиболее талантливых школьников и отпрысков представителей дружественных элит иностранных государств для обучения их в своих вузах. Тон в этом соревновании задавали СССР и США.
Однако, по мере роста глобальной экономики и, соответственно, благосостояния населения Земли, стало развиваться и обучение за рубежом за счет собственных средств студентов. Начиная с 1980–1990 гг. на глобальном рынке образования стали возникать все новые центры академического притяжения. Такие страны, как Испания и Франция активно пользовались своим культурным влиянием на бывшие колонии, Китай начал предлагать уникальные стипендиальные программы, Канада и Австралия создают свои неповторимые национальные образы, привлекательные для широких масс иностранных абитуриентов. На сегодняшний день иностранные студенты рассматриваются и как инструмент мягкой силы, увозя домой приятные воспоминания о студенческих годах, и как средство привлечения иностранных инвестиций, создавая в стране получения образования новые рабочие места.
Рассматривая возможности обучения зарубежом, абитуриенты, в первую очередь, выбирают страну, в которой хотели бы получить образование. По каким-то субъективным причинам у потенциальных студентов складываются те или иные предпочтения. Выбор страны обучения происходит, в основном, по следующим критериям:
• Культурная и/или языковая близость
• Эмоциональная привлекательность (независимо от причины)
• Рекомендации референтных лиц
• Консультации культурных центров стран
• Консультации представителей рекрутинговых агентов
Когда сделан выбор страны, происходит выбор учебного заведения по таким критериям, как направление подготовки, стоимость обучения, варианты проживания, возможности развития карьеры и так далее.
Сила остается силой, как ее ни называй — мягкая, умная, гибкая и так далее. А как мы знаем из школьного курса физики, любая сила имеет точку приложения, и измерять силу нужно именно в этой точке. В логике нашего исследования мы предполагаем, что в контексте «мягкой силы» такой точкой приложения является сфера образования, так как принятие индивидуумом решения о получении образования в той или иной стране мира является плодом его осознанной необходимости: (1) получения образования; (2) получения образования именно в этой стране; и (3) затрат времени, нервов и денег на получение образования именно в этой стране.
Это решение является результатом работы всех инструментов «мягкой силы» той страны, в пользу обучения в которой абитуриент принимает решение.
Давайте попробуем простым языком описать цели приложения «мягкой силы», выделить ее элементы, охарактеризовать их и подобрать подходящие инструменты для их достижения.