Кризис, подобный настоящему, человечество в последний раз переживало сто лет назад — тогда мир сильно изменился. По мнению профессора А.А. Аузана («Приближая будущее», 25.11.2020 г.), за неполный год пандемии мы преодолели 10 лет цифровизации — «форсированная цифровизация», так он назвал это явление. Поэтому ждать, что обычные бизнес-процессы вернутся на круги своя, и восстановится привычная картина мира, наверное, не стоит. Выиграет тот, кто сможет вовремя приспособиться к новым условиям.
Пандемия стала своеобразным тестом на гибкость и адаптивность организационных структур, в том числе — и университетов. Закрытые границы, карантинные меры, переход на дистанционное обучение, — эти и другие факторы коронакризиса заставили международные службы пересмотреть привычные бизнес-процессы и искать новые пути развития интернационализации. Нужно было не только освоить онлайн-формы международного сотрудничества и усилить представление университета в зарубежном интернет-пространстве, но и преодолевать организационное сопротивление цифровым нововведениям. Другими словами, все виды интернационализации — внешняя, внутренняя и электронная, — столкнулись с цифровой трансформацией.
В бизнесе под цифровой трансформацией понимают пересмотр бизнес-стратегии, моделей, операций, продуктов, маркетингового подхода и т. д. То есть не изменение формы реализации бизнес-процессов с офлайн на онлайн, а изменение форматов деятельности организации, продуктов, сервисов, способов коммуникации.
Переведя в онлайн классическое управление международной деятельностью, мы можем упустить те необходимые процессы цифрового маркетинга, без которых невозможен успех цифровой трансформации. Кроме этого, конкуренция в цифровой среде происходит не только за счет контента, но и за счет форматов. Простое оцифровывание привычных офлайновых процессов не обеспечивает конкурентоспособность цифровых продуктов. Профессор А.А. Аузан сравнивает российское онлайн-образование с «театром, снятым на устаревшую кинокамеру». Цифровая трансформация требует новых форматов как образовательных услуг, так и маркетинговых коммуникаций.
Цифровая трансформация международной деятельности университетов рождает новый вид профессиональной деятельности — управление международным цифровым маркетингом, который лежит на стыке двух векторов развития: интернационализации и цифровизации.
Если мы говорим про стратегический цифровой маркетинг, имеем в виду разработку цифровой стратегии бизнеса, использование аналитики и цифровых технологий в принятии управленческих решений, продуктовый цифровой маркетинг, анализ рынка в цифровой среде, ключевые метрики бизнеса, управление командой и работу с внешними подрядчиками на удаленке, цифровой личный бренд и бренд организации, автоматизацию бизнес-процессов и другое.
Тактический цифровой маркетинг подразумевает управление цифровыми медиа, позиционирование цифрового бренда, анализ целевых аудиторий, анализ конкурентов, анализ информационного поля, работу с customer journey map, настройку клиентоориентированности, продуктовую аналитику, контент-маркетинг, триггерные коммуникации, работу с сайтом и SMM, таргетированную, контекстную и медийную рекламу, SEO-продвижение, медиапланирование, репутационный маркетинг, копирайтинг и другое.
Новые задачи международного цифрового маркетинга обуславливают потребность в обновлении материально-технической базы и компетенций руководителей и сотрудников международных служб. При этом российские университеты в большинстве своем не готовы ни отдавать международный цифровой маркетинг на аутсорсинг (как это принято в США и европейских странах), ни нанимать дорогих маркетологов. Одновременно с этим, мы сильно отстаем в своих цифровых международных брендах от зарубежных университетов.
Нормальной практикой ведущих зарубежных университетов является разработка и реализация стратегии международного маркетинга, где вектор цифровизации является основополагающим. Кроме того, управление международным маркетингом входит, как правило, в зону ответственности одного из проректоров. Как результат, мы видим высокий уровень интернет-позиционирования зарубежных конкурентов в международном образовательном пространстве: структура и контент сайтов отвечают последним трендам цифрового маркетинга, а SMM-коммуникации соответствуют принципам трансмедийности, персонификации и социальной ответственности. И это бросает еще один вызов российским университетам, изначально повышая планку качества маркетинговых мероприятий.