Продолжая серию материалов в Education Export Magazine по цифровизации международного отдела университета, в новом выпуске рассмотрим внедрение скриптов в работу сотрудников, которые занимаются обработкой запросов абитуриентов (материалы на тему инструментов и CRM-систем в предыдущих выпусках журнала).
Под обработкой в данном случае будем подразумевать телемаркетинг, то есть связь с абитуриентом посредством аудиосвязи (звонок на телефонный номер). Телемаркетинг — это основной инструмент во многих сферах бизнеса, позволяющий донести до клиента необходимый объем информации, который повлияет на принимаемое им решение (банковские услуги, интернет-провайдеры, агентства недвижимости и т. п.). Ведь нет лучшего инструмента для коммуникации, чем живой диалог, в ходе которого можно решить много нюансов, сопутствующих покупке вашего продукта. Но почему университет должен пользоваться инструментом, который пришел из бизнеса?
Он и не должен. Мы с вами прекрасно понимаем, что 90% российских вузов — государственные, а значит, существуют за счет бюджетных денег и должны придерживаться определенной модели работы организации. К тому же, обладая статусом высшего учебного заведения, университет в своей основе должен опираться на академический подход и ставить на первый план знания. Вот только такой подход к бизнес-процессам в условиях глобального рынка образования не дает заметного результата от деятельности, направленной на привлечение внимания к образовательному бренду вуза и ведущей к плановому увеличению количества студентов из года в год. Как мне кажется, было бы здорово, если в международном отделе университета можно было бы сформировать команду из 2–3 человек, отвечающих только за обработку входящих заявок от иностранных абитуриентов (мини-отдел продаж по аналогии с бизнес-структурой). Сотрудники не должны были бы отвлекаться на работу с действующими иностранными студентами и решение их вопросов, не искать варианты для академической мобильности и, тем более, не совмещать свою основную обязанность с преподавательской деятельностью, которая отбирает много времени и энергии. Знаю примеры вузов, где похожая модель уже реализована и дает определённые результаты.
К слову, если вы переживаете насчет своего статуса и думаете, что вуз не может брать и звонить своим абитуриентам, помните — мы говорим о тех абитуриентах, которые добровольно оставили свои контакты, увидев рекламу/информацию в интернете или поучаствовали в образовательной выставке. И если поставить себя на место такого абитуриента, я бы хотел, чтобы со мной созвонился заинтересовавший меня вуз и подробно проконсультировал о поступлении. Я бы не думал: «Что же это за университет такой, который может звонить каждому своему абитуриенту?». Мне было бы приятно, что он нашел такую возможность и уделил внимание моему персональному запросу. И так как объемы полученных лидов могут быть большими, их смогла бы успешно обработать и конвертировать в результат небольшая группа сотрудников международной службы, занимающиеся только данной деятельностью.
Для начала напомню, что такое скрипт и для чего он нужен. Скрипт — это шаблон разговора с клиентом в различных ситуациях, где заранее прописаны реплики, пути развития разговора, возражения клиента и пр. Имея скрипты, можно создать базу знаний для новых сотрудников, которых нужно познакомить с функционалом и обязанностями. В основу скрипта всегда должна быть заложена логика, которая имеет перед собой цель, чтобы по окончанию общения абитуриент уже понимал, что ему необходимо принять какое-то решение и дать вам первичный ответ. При самостоятельной разработке скрипта предлагаю вам опираться на приведенную ниже схему.