Изучение русского языка по фильмам может стать для вас увлекательным, если «разложить» работу над видеосюжетом на несколько этапов. Приведём примерный алгоритм такой самостоятельной работы:
- Постарайтесь найти точное соответствие текста и фрагмента, который вы хотите проработать.
- Послушайте видеофрагмент без перевода, постарайтесь понять его основное содержание.
- Просмотрите текст, в тексте отметьте ключевые слова, которые помогли вам понять содержание просмотренного видео (на этом этапе не переживайте за полноту понимания).
- Выпишите сочетания или предложения, в которых употреблены выделенные вами слова — проверьте, понимаете ли вы данное предложение по тексту.
- Просмотрите видеосюжет второй раз — постарайтесь расслышать выписанные вами сочетания или предложения, обратите внимание, с какой интонацией произносят их персонажи в данном фрагменте, являются ли данные фразы ключевыми для понимания всего фрагмента.
- Если для понимания содержания сюжета вам не хватает знания некоторых слов, обратите на них внимание в тексте, сопоставьте с аудиорядом (возможно, режиссёр сократил текст и некоторые слова не вошли в звучащую часть видео) — переведите эти слова, найдите примеры употребления этого слова в другом контексте, выпишите несколько словосочетаний с такими словами (желательно во всех возможных формах);
- Постарайтесь самостоятельно передать содержание увиденного на русском языке, можете записать свой пересказ и высказать своё впечатление;
- Если вам интересно услышать мнение других людей о вашем рассказе, можно выложить свою видеозапись в интернет и получить комментарии от разных людей — возможно, среди них окажутся «носители языка», т. е. те, кто говорит по-русски или живёт в России.
Если вы изучаете русский язык вместе с друзьями, то совместный просмотр фильма может стать прекрасной идеей для организации вечеринки. Конечно, темой такого мероприятия должен стать фильм/фильмы, которые знакомы всем гостям. Вы можете предложить друг другу разнообразные задания: от грамматических до музыкальных.
Можно обыграть названия фильмов: дополнить отсутствующие слова, перефразировать названия фильмов в виде антонимов, соотнести название фильма и его афишу.
Можно поиграть с именами героев: вспомнить, из какого фильма герой или героиня, послушать реплику из фильма и угадать, кому она принадлежит, узнать героя по детали костюма, назвать героя по описанию его внешности.
Интересны задания по песням из фильмов: определить из какого фильма песня или в исполнении какого героя она прозвучала, продолжить незаконченные моменты из песен, вспомнить слова по мелодии, с которой начинается песня, угадать песню по краткому описанию её содержания.
Фильмы пригодятся и при тренировке навыков коммуникации. Приведём пример упражнения на отработку диалогов, которое помимо аудирования включает в себя выработк навыков чтения:
- Выберите отрывок из фильма на 1–2 минуты, который состоит из чётко проговариваемых реплик, простых по форме и содержанию.
- Выпишите каждую реплику на отдельную карточку, пометив, какому персонажу она принадлежит.
- Друзьям дайте полный комплект карточек, содержащих диалог.
- Посмотрите отрывок, не заглядывая в карточки, а затем предложите расставить реплики в том порядке, в каком они встречались в записи.
- Посмотрите отрывок повторно, проверяя правильность порядка реплик, потренируйтесь в чтении диалога.
Как видите, фильмы приносят не только радость от просмотра, но и радость приобретения новых знаний, тем более, что люди в России регулярно употребляют цитаты из самых популярных фильмов, а во время праздников вспоминают ещё и песни из любимых картин. Изучайте русский язык с удовольствием.