Развитие человеческого капитала. Сотрудничество Африки и России в области образования для достижения совместного процветания
Автор: Ирина Киселева
Дата: 15 сентября 2023
Африка — это перспективный континент, который идет семимильными шагами в будущее. Африка представляет собой континент возможностей, богатый природными ресурсами и культурным наследием.
В настоящее время Африка стоит перед важным выбором — с кем двигаться дальше. Несмотря на то, что международные эксперты называют Африку «континентом будущего», пока еще не раскрыты полностью все потенциальные возможности Африки: более 1,4 миллиарда человек проживают в 55 странах, у которых имеются общие интересы с Россией.
Развитие образования — неотъемлемый фактор, оказывающий влияние на экономический и социальный прогресс любой страны. Современные тенденции свидетельствуют о том, что как в Африке, так и в России в последние годы наблюдается значительный рост усилий, направленных на развитие и совершенствование системы образования.
Африка, как один из самых динамично развивающихся континентов, сталкивается с множеством проблем в области образования. Среди них: ограниченный доступ к высококачественному образованию, недостаток учителей и низкий уровень грамотности населения. В последние годы многие африканские страны существенно увеличили свои бюджеты на образование, расширили возможности получения образования и сократили долю неграмотных граждан.
Российская Федерация обладает значительной академической базой, основанной на прочных образовательных установках. Российские вузы и научные центры заслуживают признания и уважения со стороны международного сообщества и являются одними из самых влиятельных в мире. Постоянное совершенствование программ обмена студентами и преподавателями, а также активное расширение коллаборации с иностранными университетами и организациями, способствует дальнейшему развитию образования в России.
Сотрудничество в области образования между Россией и странами Африки является значимой составляющей их взаимодействия. В настоящее время наблюдается диверсификация сотрудничества в этой сфере. Предоставление образовательных возможностей для студентов из других стран имеет важное значение для развития международного влияния государств. Это не только экономически выгодно, но прежде всего это ценный инструмент для укрепления влияния через «мягкую силу». Мягкая сила — это способ влиять на другие страны, не прибегая к применению форсированных методов или угроз. Образование играет важную роль в этом процессе, поскольку оно позволяет распространять идеи и ценности, формировать положительное восприятие о стране-поставщике образовательных программ и создавать долговременные связи и сотрудничество.
В российских вузах в настоящее время обучаются около 35 тысяч студентов из Африки, что на 4 тысячи больше, чем в предыдущем учебном году. За последние 13 лет количество африканских студентов увеличилось в три раза.
Студенты из стран Африки получают высшее образование в различных областях, таких как медицина, инженерия, экономика, гуманитарные науки и другие. Российские ВУЗы во время обучения предлагают возможность прохождения практики в российских компаниях.
«В соответствии с планом приема на 2021 учебный год было выделено 2,1 тысячи мест, на прошлый год — 2,3 тысячи мест, а на предстоящий 2023–2024 учебный год — 4,7 тысячи мест», — подчеркнул заместитель Министра Министерства высшего образования и науки К. И. Могилевский на международной парламентской конференция «Россия — Африка» (цитата по ТАСС).
Значительной сферой в области сотрудничества является подготовка специалистов среднего профессионального уровня в рамках программ, которые российские учебные заведения предлагают иностранным студентам. Такое сотрудничество имеет важное значение для стран Африки, поскольку они получают высококвалифицированных профессионалов на предприятиях в различных областях и вносит существенный вклад в развитие экономической и социальной сферы.
Одним из ключевых аспектов формирования кадровой базы для российских предприятий, действующих на территории Африки, является переподготовка уже действующего персонала, как из состава российского персонала,
так и из числа местного населения. Такие образовательные программы обеспечивают сотрудникам возможность развития своих профессиональных умений и адаптации к особенностям местного рынка.
Участие России в развитии образования в странах Африки включает в себя активное содействие в создании и современной модернизации образовательных программ, разработке учебных материалов и методов преподавания, а также предоставлении консультационной поддержки для развития образования.
В настоящее время мы осознали необходимость активного развития образовательного туризма между нашими странами. Для этого требуется создание специальных краткосрочных программ обучения, которые позволят студентам обмениваться опытом и знаниями в периоды каникул. Такой обмен студентами будет способствовать расширению горизонтов и повышению культурного понимания между нашими странами. Учащиеся смогут познавать историю, культуру и традиции друг друга, а также улучшать свои навыки обучения и коммуникации. Это будет полезным и для образовательных учреждений, и для студентов, которые получат бесценный опыт и возможность расширить свои горизонты. Развитие образовательного туризма принесет взаимные выгоды и способствует укреплению дружественных отношений между нашими странами.
В российских высших учебных заведениях проводятся специальные программы для студентов по подготовке к работе на африканском континенте. В рамках этих программ российские университеты предлагают учебные курсы, которые помогут студентам освоить необходимые навыки для работы на предприятиях в Африке и были бы адаптированы под местные условия. Эти программы включают в себя изучение языков, изучение культурных особенностей и правовых норм стран Африки, а также специальные курсы по управленческим дисциплинам, маркетингу, финансам и другим предметам, которые являются важными для успешной работы на местном рынке.
Студенты из Африки, несмотря на наличие различных программ и инициатив, направленных на их помощь, ощущают ряд проблем, которые могут мешать успешной интеграции в учебную среду и общество. Для студентов из Африки, обучающихся в России, социальная адаптация и взаимодействие, языковые преграды и культурные различия, экономические проблемы, вызванные введением санкций и ограничениями на использование карт зарубежных банков, представляют сложные и многоаспектные процессы, которые могут негативно повлиять на учебные достижения и социальную жизнь студентов.
Для достижения устойчивого развития необходимо продолжать усилия в совершенствовании качества образования, развитии новых технологий и расширении международного сотрудничества. Эти меры позволят более эффективно использовать человеческий потенциал, повысить конкурентоспособность, обеспечить устойчивое экономическое развитие наших стран. Только совместными усилиями мы сможем противостоять новым вызовам в новой реальности.
        Ирина Киселева
        Руководитель проектов, Российский государственный социальный университет, член правления Ассоциации «Стратегическое агентство по развитию отношений со странами Африки», председатель Комитета по развитию профессионального образования ТПП МО.