Лидеры высшего образования
Центр экспорта образования публикует цикл интервью «Лидеры высшего образования» с ректорами российских вузов, участвующих в программе «Приоритет-2030». В ходе разговора мы раскрываем возможности отечественных вузов в области международного научно-академического сотрудничества и привлечения иностранных студентов.

Образование и наука без границ

Интервью с ректором Саратовского государственного университета А.Н. Чумаченко

Алексей Николаевич Чумаченко

Родился 24 октября 1960 года в селе Еленовка Перевальского района

Ворошиловградской области (сейчас ЛНР).

В 1986 году с отличием окончил географический факультет МГУ по специальности картограф-географ. Окончил аспирантуру и докторантуру МГУ (1990 год – защита кандидатской диссертации, 2001 год – защита докторской диссертации). Доктор географических наук.

С 1991 года работает в Саратовском университете. На географическом факультете СГУ прошёл путь от старшего преподавателя до декана (с 2003 по 2011 годы).

С 2011 года занимает административные должности: работал проректором по инновационной деятельности СГУ и проректором по научно-исследовательской работе СГУ.
С 2013 года возглавляет Саратовский университет. Профессор кафедры геоморфологии и геоэкологии СГУ.

Автор более 165 научных работ. Член редколлегий научных изданий. Эксперт Российского научного фонда.

Член Учёного совета Русского географического общества. Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Председатель Совета ректоров вузов Саратовской области. Заместитель председателя Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа.
Алексей Николаевич, благодарим Вас за возможность интервью. Расскажите, пожалуйста, каковы основные направления международной деятельности вуза в настоящее время?
Направлений много, и всем мы уделяем особое внимание: речь и о научном сотрудничестве, и о продвижении СГУ за рубежом, и о привлечении талантливой молодёжи на обучение в Российскую Федерацию, и о партнёрстве с иностранными коллегами в разных сферах, в том числе культурной. Международная деятельность в сфере высшего образования была и остаётся одной из важных областей развития Саратовского университета. СГУ продолжает развивать и наращивать разностороннее взаимодействие с зарубежными партнёрами.

Поговорим о привлечении иностранных обучающихся. Какова доля иностранных студентов в СГУ?
Сейчас в Саратовском университете учатся свыше 1700 иностранцев. Подавляющее большинство из них (почти 1500 человек) получают образование по очной форме по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Если сравнивать с показателями прошлых лет, то в 2015 году число иностранных обучающихся было около 550, и лишь в 2021 году превысило тысячу. Среди общего числа студентов университета доля иностранцев, получающих высшее образование, составляет 13,5% (по очной форме). Представители 42 стран мира выбрали для учебы Саратовский университет. Больше всего студентов приехали из Туркменистана, Узбекистана, Казахстана, Того и Ирака. В этом году впервые обучаются ребята из Замбии и Буркина-Фасо.
В целом наблюдается заинтересованность в получении образования в нашем университете студентами из стран Африки. Более 100 человек из Того, Гвинеи, Бенина, Нигерии и других стран носят гордое звание студента СГУ.
Какие научные проекты в рамках международного сотрудничества привлекают особое внимание иностранных участников?
Выделю серию успешных крупных проектов профессора, члена-корреспондента РАН В.В. Тучина, организованных совместно с китайскими коллегами. В прошлом году на базе Саратовского университета прошли 3 масштабных научных мероприятия в области оптики и биофотоники. Это китайско-российский семинар по биофотонике и биомедицинской оптике, объединивший учёных России и Китая (представителей Сычуаньского университета, Чэнду); 11-й Международный симпозиум по оптике и биофотонике (500 участников из разных стран); 27-я Международная междисциплинарная школа для молодых учёных и студентов по оптике, лазерной физике и биофотонике «Saratov Fall Meeting (SFM'23)» (около 400 участников из разных стран). Исследователи обсуждали последние достижения в области биофизики, оптических и лазерных технологий в биологии и медицине, тонкой механики и управления оптическими и физиологическими свойствами тканей и клеток, лазерной физики, спектроскопии и молекулярного моделирования, нанофотоники и нанобиофотоники.
Совсем недавно в СГУ прошёл международный симпозиум «Спиновые волны – 2024». В его основе – междисциплинарное взаимодействие лидеров и молодых учёных из разных стран, работающих в области спинтроники, магноники, сверхбыстрого магнетизма и спектроскопии магнитных твёрдых тел.

В каких международных научных исследованиях сейчас участвуют учёные СГУ?
Отмечу два международных проекта СГУ, которые в декабре прошлого года были поддержаны Российским научным фондом. Они будут реализовываться с 2024 по 2026 годы. Партнёром для обоих проектов выступает Хуачжунский университет науки и технологии (Ухань).
Первый – «Фото-сон терапия черепно-мозговых травм мозга у человека и мышей» – направлен на развитие технологии фотостимуляции выведения продуктов крови и токсинов по лимфатической системе мозга и его оболочкам во время глубокого сна. Она основана на выявлении в электрической активности мозга «терапевтических окон сна», которые сопровождаются естественной активацией лимфодренажной и очистительной функций мозга. Руководит проектом заведующая кафедрой физиологии человека и животных профессор О.В. Семячкина-Глушковская.
Второе международное исследование связано с разработкой оптических методов для изучения гликированности и гемодинамики биологических тканей при сахарном диабете. В этом проекте планируется разработка оптических методов исследования структурных и химических изменений биологических тканей на молекулярном уровне. На моделях животных изучаются изменения гемодинамики тканей при развитии сахарного диабета первого и второго типов. Это исследование ведётся под руководством известного во всём мире учёного – заведующего кафедрой оптики и биофотоники, руководителя Научного медицинского центра, члена-корреспондента РАН профессора В.В. Тучина.
СГУ участвовал в реализации совместных грантов РФФИ с Ираном, Китаем, Индией, мегагрантов с участием учёных из Германии и США. Если говорить о совместной публикационной активности, то можем выделить следующие страны в порядке уменьшения количества публикаций: Германия, Великобритания, Китай, США, Португалия, Франция, Индия, Австралия, Нидерланды, Казахстан, Израиль, Италия, Ирак, Иран, Беларусь, Австрия и другие.
Саратовский университет активно сотрудничает с вузами Китая. Расскажите об этом партнёрстве подробнее.
В нашей международной повестке взаимодействие в области образования с Китайской Народной Республикой всегда занимало особое место. В настоящее время оно получило новый импульс развития. Активно реализуются обменные студенческие программы, ведётся сотрудничество научных групп, контингент иностранных студентов пополняется новыми студентами из КНР, работают механизмы продвижения и формирования положительного имиджа университета на международном уровне, ориентированные на КНР.
С 2019 года Саратовский университет является участником Ассоциации вузов Приволжского Федерального округа Российской Федерации и провинций верхнего и среднего течений реки Янцзы КНР. С этого момента данному направлению уделяется пристальное внимание. Саратовский университет неоднократно выступал в качестве региональной площадки Китайско-российского молодёжного форума в формате «Волга-Янцзы».
Совсем недавно, в конце августа, в Саратове прошёл IX молодёжный Российско-Китайский Форум в формате «Волга-Янцзы»: Саратовский университет выступил соорганизатором в качестве лидирующей научно-образовательной площадки региона. На тематическом дне в СГУ участники посетили экскурсии по университету и научным лабораториям, прослушали научно-популярные лекции, обсудили образование будущего.
На данный момент Саратовский университет имеет 6 действующих договоров о сотрудничестве с вузами из Китая. В апреле 2024 года СГУ принял участие в официальной церемонии открытия и запуске Союза вузов стран ШОС и Союза средних школ стран ШОС и международной конференции по сотрудничеству в области образования на базе Торгово-экономического института Китай-ШОС.
Мы убеждены, что членство в новом Союзе позволит расширить возможности международного сотрудничества и академического обмена с Китаем.
Ещё одно направление партнёрства с Китайской Народной Республикой – проведение совместных мероприятий социокультурной направленности. Например, на базе Института филологии и журналистики СГУ проводятся Дни китайской культуры. Инициатором праздника выступила ассистент кафедры романо-германской филологии и переводоведения гражданка Китая Ли Цзиньи. В мероприятиях принимали участие студенты и сотрудники из университета Сучжоу, Сианьского университета иностранных языков, а также коммерческого института Наньго при Гуандунском университете иностранных языков и международной торговли. Уверен, что мероприятия, подобные Фестивалю китайской культуры, станут ещё одной доброй традицией в поддержку культурных связей двух стран.

В каких ещё странах и с какими организациями Вы планируете развивать сотрудничество в ближайшие годы?
Продолжает активно развиваться сотрудничество с партнёрами из Казахстана. Уже пятый год СГУ реализует совместно с Западно-Казахстанским университетом имени М. Утемисова двудипломную образовательную программу магистратуры в области психолого-педагогического образования. Сетевая программа позволяет участникам по окончании обучения получить два диплома, что улучшает конкурентные преимущества их обладателей при выходе на рынок труда. В 2023-2024 учебном году началась реализация ещё одной совместной образовательной программы с использованием сетевой формы – по профилю магистратуры «Биология и экология в системе общего и профессионального образования».
Успешно работают программы академической мобильности. В апреле прошлого года в нашем университете прошли стажировку магистранты Западно-Казахстанского университета. Студенты учились на биологическом, экономическом факультетах, факультете психологии, факультете иностранных языков и лингводидактики, в Институте филологии и журналистики. Кроме посещения лекций и семинаров по программе стажировки, магистранты приняли участие в качестве слушателей в научных конференциях, а также посетили экскурсии по СГУ. В осеннем семестре прошлого учебного года ещё одна группа студентов ЗКУ прошла стажировку на базе Института филологии и журналистики СГУ.
Говоря о развитии международного сотрудничества СГУ, как одного из ведущих университетов России, мы, безусловно, стараемся оставаться в актуальной международной повестке, которую формирует и продвигает наша страна. Данный тезис становится ещё более актуальным в свете подписанных Президентом РФ В.В. Путиным государственных документов: 5 сентября 2022 года Концепции Гуманитарной политики РФ за рубежом, 28 февраля 2023 года Федерального закона No 52-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «о государственном языке Российской Федерации»», а также действующей Стратегии национальной безопасности РФ от 2 июля 2021 года. То, что и Стратегия, и Концепция обозначили весьма значительные ориентиры для российских университетов и их международных служб, не вызывает никаких сомнений.
Говоря о перспективе развития сотрудничества на ближайшие годы, мы направляем фокус своего внимания на дружественные Российской Федерации страны: прежде всего, Беларусь, Казахстан, Китай, Иран, страны Африки.
Какие ещё программы обмена студентами и преподавателями существуют в Вашем вузе?
Уже не первый год Саратовским университетом реализуется программа полноценного студенческого обмена с коммерческим институтом Наньго при Гуандунском университете иностранных языков и международной торговли. В 2024/2025 учебном году впервые к программе академической мобильности присоединился и Сианьский университет иностранных языков.
В 2024-2025 учебном году в рамках программы академической мобильности представители Саратовского университета будут проходить стажировки в Хуачжунском университет науки и технологий в Китае.
Говоря о программах обмена и академической мобильности, невозможно не упомянуть зарубежных партнёров СГУ в Беларуси. На протяжении многих лет студенты Института истории и международных отношений Саратовского университета проходят практическую подготовку на базе университетов-партнёров СГУ: Белорусского государственного университета и Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина в рамках реализации программ академической мобильности.

Как университет обеспечивает соответствие своих образовательных программ международным стандартам?
Начну с того, что когда мы говорим о соответствии наших образовательных программ международным стандартам, то, в первую очередь, подразумеваем формирование у наших обучающихся компетенций, позволяющих им быть на высочайшем уровне. В своей деятельности мы стремимся к удержанию позиций исследовательского университета мирового уровня. Это значит, что мы должны не только учитывать общие тенденции в развитии науки и техники, но и влиять на этот процесс через востребованные в мировом научном сообществе результаты научной деятельности наших учёных, участие в международных исследовательских проектах.
Система глубокой интеграции науки и образования, сложившаяся в СГУ, позволяет с успехом использовать все эти достижения в учебном процессе. В итоге мы создаём образовательную среду, внутри которой наши студенты могут в процессе обучения получить доступ к лучшим мировым практикам и научиться использовать их в своей будущей профессиональной сфере.
Применение международных стандартов в учебном процессе включает в себя также дополнительные инструменты, обеспечивающие высокий уровень подготовки специалистов. Речь о внедрении передовых методик преподавания и инновационных образовательных технологий, обеспечении доступа преподавателей и обучающихся к современным информационным и образовательным ресурсам, а также лучшим мировым образовательным практикам, в том числе через поддержание и развитие виртуальной и академической мобильности.
Университет имеет опыт не только международного исследовательского, но и образовательного сотрудничества, в том числе через реализацию совместных двудипломных программ. Следует добавить, что Саратовский университет работает не только с зарубежными вузами и научными центрами, но и с отечественными компаниями, которые активно включены в мировую экономику и ориентированы на международные стандарты социально-экономического и промышленного развития. Их участие в образовательном процессе на разных этапах разработки или актуализации, а также реализации образовательных программ, оказывает влияние на саму систему подготовки кадров.
Как вуз помогает иностранным студентам адаптироваться к обучению?
Для облегчения этого процесса специалисты СГУ разрабатывают уникальные практики, нацеленные на ускорение социокультурной и образовательной адаптации к условиям университета. Учебный отдел по работе с иностранными студентами составляет разнообразную программу: проходят психологические тренинги, а также различные мероприятия как научного, так и социального профилей.
Отдельно выделю проект «Все мы разные, все равны!», который уже несколько лет проводится на базе Международной службы СГУ. Основная цель заключается в социокультурной и психологической адаптации иностранных студентов, минимизации риска столкновения интересов, основанных на культурном непонимании, повышении межкультурной компетентности студентов. С этим проектом Саратовский университет вошёл в число 19-ти вузов России, внедряющих лучшие практики реализации государственной миграционной политики.
Ещё один интересный проект запущен на биологическом факультете СГУ. Там значительно возросло количество студентов из Туркменистана, которые в процессе обучения сталкиваются со сложностями узкоспециальной терминологии. Сотрудники факультета создали Краткий русско-туркменский толковый биологический словарь. Пособие было разработано под руководством декана биологического факультета, профессора О.И. Юдаковой, авторским коллективом – профессором кафедры ботаники и экологии Ю.И. Буланым и магистрантом СГУ и ЗКУ, инженером кафедры ботаники и экологии Н.А. Гылыджовым. Словарь построен по принципу билингвистических книг, в которых после каждого термина на русском языке, представлен туркменский вариант этого же текста. Пособие включает термины по морфологии, анатомии, систематике растений, экологии, а также общебиологические термины.

Ежегодно в СГУ проходит фестиваль «Русский язык как иностранный в СГУ», чем он интересен?
Это знаковое мероприятие, ставшее традиционным. Этот проект направлен на продвижение русского языка за рубежом, сохранение и популяризацию культуры и традиций России. В 2024 году на базе Саратовского университета прошёл уже V Лингвистический фестиваль «РКИ в СГУ» (в этом году он был приурочен к 225-летию А.С. Пушкина). Организаторами традиционно выступили Институт филологии и журналистики совместно с Международной службой СГУ. Программа включала методическую лабораторию, поэтический вечер, круглый стол по различным аспектам преподавания РКИ, лингвокультурологическую игру для иностранных студентов Саратова. За последние два года к специалистам в области преподавания русского языка из саратовских вузов присоединились коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, а также Китая, Турции, Ирака, Чехии, Узбекистана, Словакии и Германии.
Мы благодарим Управление медиакоммуникаций СГУ и лично В.И. Амирасланову за помощь в подготовке интервью. В настоящем материале использованы изображения с официального сайта и социальных сетей СГУ.