Международный рынок образования в значительной степени построен вокруг взаимоотношений между университетами и агентами. Пандемия COVID-19 продемонстрировала важность этих связей, когда университетам пришлось отменить свои планы по набору студентов. Эта колонка посвящена различным аспектам работы с агентами в сфере образования. И мы начинаем с рассмотрения вопроса — почему нужно работать с агентами?
Агентами в сфере образования являются физические лица, организации (компании), которые оказывают услуги по поддержке и сопровождению студентов, интересующихся обучением за рубежом. Агент консультирует студентов и их семьи по вопросам подбора вуза, образовательной программы и страны обучения, исходя из индивидуальных запросов заказчика.
Существуют несколько типов агентов, которые, как правило, участвуют в этом бизнесе:
Образовательные агенты и представители вузов
Этот тип агентов представляет ограниченное количество вузов, зачастую специализируясь на определенных программах и странах. Обычно агенты данной категории заключают с вузами эксклюзивные соглашения о представлении их интересов.
Консультанты по обучению за рубежом
Такие специалисты работают на площадках международных консультационных центров, предоставляя общую информацию о возможностях получения информации за рубежом. Часто работают под эгидой той или иной публичной организации.
Туристические агентства с отделом по образованию за рубежом
Эти агенты продают образовательные программы в качестве дополнения к туристическим пакетам. Они могут стать хорошими представителями по вопросам образования, хотя вузы поначалу недоверчиво относятся к работе с турагентом. Часто у туристических агентств есть база солидных и состоятельных клиентов, их офисы расположены в хороших районах, сотрудники хорошо владеют английским языком и знакомы с нюансами оформления виз и осуществления международных платежей. Сравнительно низкая рентабельность в высококонкурентной туристической индустрии стимулирует турагентства к развитию своих подразделений, связанных с образованием, как инструмента развития бизнеса.
Профессиональная деятельность агентов в сфере образования приобретает все более важное значение. Во многих странах использование услуг агентов при подборе программы обучения за рубежом является стандартной практикой. В некоторых странах от 60% до 80% уезжающих за рубеж студентов пользуются услугами агентов.