Идея развития внутреннего туризма для иностранных студентов, находящихся на учебе в вузах Российской Федерации, возникла в 2020 году как эффективный и благоприятный ресурс для адаптации в период пандемии коронавирусной инфекции, когда большинство из обучающихся оказались в ситуации полной или частичной изоляции. В лучшем случае иностранные студенты во время каникул выезжали в хорошо известные им крупные центры России (Москва, Санкт‑Петербург, Казань) или же оставались в тех городах, где расположены их университеты. Отсутствие возможности выехать на родину и встретиться с родными повлекло за собой ряд психологических и социальных проблем. Возникла необходимость организовать системную работу с иностранными студентами в РФ, направленную на преодоление их проблемных состояний. В этой связи популяризация внутреннего туризма в формате Летних / Зимних школ стала особо актуальной, так как способствовала удовлетворению не только социальных, но и психологических потребностей студентов, в том числе интеллектуальных, физических и эмоциональных.
Участниками проекта Летних / Зимних школ «Путешествуем по России» являются иностранные студенты, находящиеся на территории РФ. Основная цель проекта — предоставить иностранным студентам, обучающимся в российских университетах, возможность открыть для себя многообразие регионов России, в которых сосредоточен особый колорит и вековые традиции, познакомиться с их историей, культурой, достижениями в области экономики, образования, науки, искусства, спорта, уникальными особенностями региона (географическими, климатическими и другими) посредством проведения Летних/Зимних школ на базе кампусов вузов. Актуальность данного проекта велика как для иностранных студентов, так и для вузов и регионов в целом.
Проведение школ способствует с одной стороны развитию безопасного студенческого туризма в среде иностранных студентов, с другой стороны — продвижению региона, в том числе учреждений высшего образования в международном образовательном пространстве (формируется так называемая «узнаваемость» региона, университета).
Старт данному проекту положила первая Зимняя школа «Ижевск — город оружейников», которая проводилась в период зимних каникул с 25 января по 1 февраля 2021 года в городе Ижевске — столице Удмуртской республики, оружейной столице страны. Если говорить об известных и великих людях России — то среди прочих имен обязательно называют имена М. Т. Калашникова и П. И. Чайковского. Так сложилось, что эти два имени имеют прямое отношение к республике, здесь сплелись две составляющие: техническая и культурная. И в этом помимо национального колорита также заключается уникальность региона. Организаторами школы выступили ИжГТУ имени М. Т. Калашникова и Новосибирский государственный университет. Информационная поддержка и продвижение школы осуществлялось благодаря Ассоциации иностранных студентов России. В течение двух недель для участия в школе было подано более 40 заявок от иностранных студентов, обучающихся в вузах Глазова, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Перми, Томска, Якутска, Ухты. В результате участниками Первой Зимней школы «Ижевск — город оружейников» стали 11 иностранных студентов, приехавших на обучение в российские вузы из Таджикистана, Туркменистана, Египта, Камеруна, Либерии и Нигерии и обучающиеся на технических, экономических и педагогических специальностях. Требование к слушателям было — наличие интереса к заявленной тематике.
Программа школы составила 40 академических часов и включала образовательный и туристско‑экскурсионный модули. Образовательную часть программы преподавал Михаил Евгеньевич Драгунов, к. т. н., профессор, эксперт по анализу развития оружейной тематики, конструктор стрелкового оружия, потомственный Ижевский оружейник, сын создателя снайперской винтовки Драгунова (СВД) Е. Ф. Драгунова. Обучение велось на русском языке, в некоторых случаях преподавателем осуществлялся перевод на английский и французский языки. Перед началом занятий Михаил Евгеньевич, предвосхищая ожидания слушателей школы, которые на тот момент обучались на специальностях, не имеющих отношения к оружию, сказал: « Я постараюсь в меру своих возможностей и отпущенного времени не погрузить, а чуть — чуть приблизить вас к пониманию, что такое оружие. Если мне это удастся — буду считать, что свою задачу выполнил». Программа, рассчитанная на 5 учебных дней, включила следующие темы: «История развития оружейного дела в Ижевске. Легендарная трехлинейка», «Автомат Калашникова. Снайперская винтовка Драгунова. Автомат Никонова».