Проектирование образовательного или учебного опыта — современный, передовой тренд. Главное отличие от других подходов в том, что в фокусе не программа или курс, а именно опыт, который получает обучающийся. Идеально, когда проектируется не только предметная часть, то есть получение знаний, формирование компетентностей. Важно еще уделять внимание эмоциональной составляющей. Она тоже влияет на обучение.
Влияние эмоций важно не только в краткосрочной перспективе. Если нам приятно обучаться, мы не только лучше осваиваем содержание, но и еще на будущие программы обучения идем с большей охотой. Мотивация растет.
Укрупненно можем выделить два направления проектирования:
- Персонализированное: фокус на каждом человеке.
- Массовое: фокус на большинстве. Может показаться, что так экономичнее: определять, что подходит большему количеству обучающихся и все ресурсы направлять на это. И при обучении среднего количества обучающихся, возможно, так и будет. Но если нужно обучать меньше 20 или более 300 человек, заложить персонализированный подход может быть гораздо выгоднее и с точки зрения затрат, и с точки зрения ценности для клиента (то есть на его удержании и повторных обучениях).
Внимание к обратной связи от обучающегося Самое важное при проектировании — строить систему с постоянным обращением к обучающемуся. Вначале получать о нем вводную информацию, потом предлагать настоящую индивидуальную траекторию, и опять спрашивать — постоянно анализировать и внедрять результаты обратной связи.
О чем спрашивать вначале? Информацию можно поделить на 3 важные группы:
- Целеполагание: индивидуальные цели обучающегося. Здесь важно, что нужно тратить время на определение настоящих целей, а не формальных, которые проще всего назвать. Речь больше о цели научиться программировать, чтобы сделать программу, в которой бабушке будет проще искать информацию о скидках в магазине, чем о цели «структурировать свои знания».
- Организационные особенности: предпочитаемые форматы и режимы, особенности обучения. В какое время суток удобнее учиться; читать, слушать или смотреть; тесты или эссе; групповые или индивидуальные занятия.
- Эмоциональный фон: что человек любит смотреть, какую предпочитает музыку, что успокаивает, а что напрягает, какие цвета больше нравятся. Странно? Для обычного проектирования обучения — да, непривычно. Но если подумать, как было бы приятнее обучаться вам самим, ответ на такой вопрос уже сам по себе поднимает осознанность, субъектность обучающегося. А это вовлеченность и, в результате, большая эффективность. А когда вы видите, что ваши предпочтения учли, вы еще больше вовлекаетесь. Это было отражено в Хоторнских экспериментах.
В соответствии с информацией от обучающегося обязательно нужно корректировать процесс обучения. Нельзя спросить и дальше ничего с этим не сделать — важно грамотно рассчитать ресурсы, спланировать всю работу системы.
Конечно, в реальной жизни на полноценный глубокий процесс со всеми необходимыми вариациями часто не хватает времени авторов и финансирования от организации. В ситуации нехватки ресурсов особенно важными становятся фокусировка и приоритизация. Какие будут приоритеты в онлайн-обучении? Какие ставить фокусировки, принимая во внимание отнюдь не бесконечный ресурс времени и денег? За счет чего можно экономить ресурсы при проектировании опыта для онлайн-обучения?
Архитектура процессов обучения В онлайн-обучении изначально заложены спасительные технологии. Спасительные потому, что при правильной архитектуре процессов, технологическими инструментами можно снимать большую нагрузку с преподавателей, авторов контента, методистов и администраторов. Эта правильная архитектура — большое и важное дело. И тут, как в любом деле, есть свои хитрости и приемы. Дальше посмотрим на некоторые из них.
ChatGPT как помощник в обучении Chat Generative Pre-trained Transformer — «умная» технология для поддержания разговора. По сути, это некий микс педагога, методиста и поисковой системы. Причем фокус именно на функциях педагога и методиста. Вопросы пишут на естественном языке, ответы получают на нем же.
Согласитесь, очень удобно быстро получить на вопрос, «когда мне сдавать работу?», «а можно не 40 источников использовать, а 10?». Кстати, для большей части вопросов, которые возникают у обучающихся, будет достаточно обычного чат-бота, даже не такого развитого, как ChatGPT.
Достаточно просто проектировать образовательный опыт с использованием передовых технологий. На старте работы нужно продумать, в каком месте процесса и системы — какую технологию предусмотреть.
Ради чего? Например, чтобы:
- быстро и точно отвечать на вопросы обучающихся (а скорость ответа — это важно);
- помогать с подбором источников;
- фиксировать динамику процесса обучения для повышения эффективности и удовлетворенности.
Не страшно ли по доброй воле включать такую штуку в образовательный процесс? Представьте себе шариковую ручку. Ею можно написать прекрасные стихи, а можно навредить здоровью человека. С ChatGPT что-то похожее. Важно знать особенности и слабые места, правильно применять инструмент. Тогда не страшно и очень полезно.