Почему это важно? Концепция продвижения — это концепция старой школы маркетинга. В ее основе лежит логика — создать объект и продвинуть его целевым аудиториям. Это не работает в эпоху маркетинга социальных отношений, когда человек перегружен контентом. Ученые посчитали, что в день мы сталкиваемся с 5000 объектов продвижения. Если к Вам в друзья в социальной сети добавится сразу 5000 человек, какую эмоцию Вы испытаете?
Представим: я зарубежный ученый и вижу у себя в ленте новостей среди другого контента сообщение о достижениях российских ученых. Я задам себе вопрос: «И что мне делать с этим знанием?», ведь это знание существует не в вакууме, а в текущем информационном поле. Как выглядят наши научные коммуникации и научный пиар на этом фоне?
Я бы сегодня говорила о кризисных научных коммуникациях. В кризисное время появляется ощущение, что старый мир рухнул, а новый будет совсем другим. Поэтому информационные потребности в кризис — про компетентность, профессионализм и решительность, а еще — про мораль, ценности и миссию. Политтехнологи выяснили, что кризисы способствуют росту раздражения аудитории, поэтому кризисные коммуникации ориентируются на неблагожелательно настроенную аудиторию, формируют доверие и управляют эмоциями. В трудные времена люди испытывают много эмоций. Эмоции уходят, а представления людей остаются прежними. Поэтому в антикризисных коммуникациях важно анализировать информационные потребности зарубежного академического сообщества в динамике: о чем они хотят читать, будучи в эпицентре кризиса, а о чем могут захотеть или не захотеть прочитать, когда эмоции схлынут.
Третий вопрос: какова же цель этого продвижения? Какой образ российской науки мы хотим создать?
Помните принцип Канемана «Что я вижу, то и есть»? Образ российской науки в глазах зарубежного академического сообщества сложится исходя из того, что они увидят, и, прежде всего, в интернете. А на вопрос, что они увидят, отвечает предыдущий уровень маркетинг-микса — позиционирование и брендинг.
Приведу пример. Один из моих слушателей — профессор одного регионального университета — рассказал историю. К нему обратился выпускник, работающий много лет в Японии, с просьбой подписать рекомендательное письмо. Профессор ответил, что может сходить к ректору и сделать письмо на фирменном бланке университета и печатью, на что выпускник возразил: «Профессор, не надо. Этот университет никто не знает в Японии. А Вас, профессор, знают!». Другой слушатель как-то попросил меня дать совет, как запретить ученым эксплуатировать бренд университета для развития собственных брендов. Но одно не существует без другого! Цель научного брендинга — заставить людей думать «Манчестер», когда они слышат «графен», или «Кембридж», когда они слышат «моноклональные антитела», а еще сделать так, чтобы ученым было выгоднее ассоциировать себя с брендом университета, а не строить личные бренды.