— Ваше Превосходительство, число студентов из Шри‐Ланки в России удвоилось с 2015 года. Что является причиной растущего интереса потенциаль‐ ных студентов из Шри‐Ланки к учебе в России?
Во-первых, в последние 20 лет Россия быстро развивается. Рост и изменения инфраструктуры были настолько значительными, что бывшие студенты, приехавшие в Россию после выпуска, говорили мне, что некоторые места было невозможно узнать. Также я думаю, что имеют значение такие социальные атрибуты, такие как большие города и хорошая транспортная инфраструктура, а также, конечно, людская молва. Последнее обеспечивает экспоненциальный рост числа иностранных студентов, поскольку успешные выпускники дают честные советы своим родственникам и друзьям на основе своего опыта учебы и проживания за границей. Еще один очень важный фактор — сравнительная доступность транспортного сообщения с Россией, потому что есть как много прямых рейсов между Москвой и Коломбо, так и разнообразные варианты пересадок через страны Ближнего Востока. Это позволяет детям навещать родителей на каникулах.
— У России и Шри‐Ланки давняя история академического сотрудничества. Как вы думаете, это наследие все еще оказывает влияние?
Есть фундаментальные вещи, которые нельзя изменить в одночасье. Они уходят корнями в советское прошлое, когда правительство Советского Союза в целях пропаганды культуры и образования предоставляло множество стипендий ланкийским студентам для обучения в знаменитом Университете Дружбы Народов. Стереотип «Россия — это стипендии» укрепился за многие годы таких отношений. Многие ланкийские студенты считали Россию своим главным приоритетом, как страну, в которой следует изучать медицину. В настоящее время в Шри-Ланке можно найти много врачей, окончивших советские и российские университеты, и в настоящее время около 1200 ланкийцев изучают медицину в России. Таким образом, родители, сами получившие образование в России, также хотели бы отправить своих детей сюда, потому что они знают определенные регионы страны, им известен высокий уровень безопасности и, в принципе, он знают все, что необходимо для жизни в России. И даже если кто-то не сможет получить стипендию, то он или она все равно стремятся и приезжают в Россию, потому что стоимость обучения в университетах здесь ниже, чем в вузах западных стран.
Кроме того, вы должны знать, что русская культура очень популярна среди населения Шри-Ланки. На Шри-Ланке переведены сотни русских книг, в том числе таких авторов, как Максим Горький и Лев Толстой. Русские романы и рассказы изучаются на уровне школы, поэтому дети много читают и знают о России.
— Есть ли какие‐то новые факторы, которые делают российские университеты привлекательными для ланкийских студентов?
Одним из основных факторов, появившихся в последние годы, является то, что российские университеты ввели значительное количество программ с английским языком обучения. Ранее студенты должны были потратить от 6 месяцев до 1 года на изучение русского языка, прежде чем поступить на учебу. Программы с преподаванием на английском языке облегчают студентам жизнь по многим причинам. Например, необходимость изучать русский язык появляется только для повседневного общения, а получение образования на английском языке позволяет выпускникам легче сдать профессиональные тесты в Медицинском совете Шри-Ланки (SLMC) по возвращению домой.
В целом, Россия имеет в Шри-Ланке прочную репутацию как подходящее место для учебы. И я ценю роль Российского центра науки и культуры в г. Коломбо в продвижении возможностей обучения в России посредством проведения выставок и других мероприятий.
— Большая часть студентов из Шри‐Ланки приезжают в Россию изучать медицину. Однако количество российских медицинских университетов и программ, признанных SlMC, ограничено. Каково ваше мнение о способах удовлетворения растущего спроса на российское медицинское образование в Шри‐Ланке?
Это очень важный вопрос. Медицинский совет Шри-Ланки устанавливает строгие критерии признания иностранных медицинских школ. Есть определенная процедура, которая связана с оценкой вуза. Если университет соответствует критериям, он получает признание SLMC. Помимо некоторых формальных факторов и показателей, существуют определенные стандарты, которым должны соответствовать зарубежные медицинские программы. Например, согласно ланкийским стандартам, каждый врач должен обладать компетенцией в области судебной медицины, поэтому учебная программа университета должна соответствовать этому требованию. Подобные вопросы связаны с обучением в конкретных медицинских областях, таких как психология, гинекология и т. д. Подводя итог, медицинский вуз, который хочет подать заявку на признание SLMC, должен продемонстрировать свою готовность соответствовать определенным академическим требованиям и предоставить точную информацию для формального оценивания со стороны SLMC.
— Принимая во внимание текущие ограничения, связанные с пандемией, все университеты перевели свои занятия в онлайн. Ожидаете ли вы каких‐либо трудностей в связи с этим переходом как в плане признания в Шри‐Ланке периода за рубежом, так и в плане качества образования в целом?
Я не ожидаю каких-либо проблем с признанием в Шри-Ланке периода обучения за рубежом при условии, что каждый университет представит надлежащие документы о том, какие предметы преподавались он-лайн, какая посещаемость была на таких занятиях и так далее. Университеты по всему миру подключились к интернету и проводят онлайн-лекции и другие виды занятий, помимо предметов, требующих практики, которую нельзя заменить ничем.
— Если не брать в расчет возможности получения стипендий, консультанты по образованию играют важную роль, когда речь идет об отправке студентов на учебу в Россию. К сожалению, не все из них могут предоставлять качественные услуги на постоянной основе, и этот рынок определенно требует регулирования. Существуют ли в Шри‐Ланке профессиональные или правительственные органы или ассоциации консультантов по образованию? Как вы думаете, есть ли пространство для создания кооперационных связей между профессиональными сообществами наших стран с целью организации для рекрутинговых агентств специальной подготовки и программы сертификации для набора студентов в российские вузы?
У нас нет подобных организаций. Но я считаю, что обучение и сертификация консультантов по образованию в отдельно взятой стране — это отличная инициатива. Это позволило бы любому консультанту из Шри-Ланки напрямую обратиться в такой учебный центр и пройти сертификацию для работы с российскими университетами. Я уверен, что такая комплексная система, которая также будет собирать отзывы университетов и студентов об их опыте работы с определенными консультантами, внесет большой вклад в общее повышение удовлетворенности студентов обучением в России.
— Как бы вы оценили потенциальные инициативы российских вузов по созданию своих филиалов или дочерних академических организаций в Шри-Ланке?
Я считаю это действительно отличной возможностью для них, поскольку им нужно будет не брать студентов, а обучать их в стране проживания. Университеты из таких стран, как Малайзия, Великобритания и Австралия, уже открыли свои филиалы. И я не вижу причин, по которым российские университеты не смогли бы сделать то же самое. Такой формат обучения иностранных студентов будет становиться все более популярным в ближайшие годы, поскольку всегда будет существовать риск прерывания международных поездок. Я уверен, что это может быть гораздо более доступной для студентов из Шри-Ланки возможностью получения российского образования. И, в свою очередь, университеты могут предоставить очень гибкие альтернативы ланкийским студентам, позволяя им, при необходимости, переводиться в свои российские кампусы.