«Средне-Невский судостроительный завод в соответствии с программой осуществлял достройку: устанавливались навигационные приборы, радиостанции, эхолот, средства радиолокации, отлаживались системы и механизмы», — рассказал начальник отдела эксплуатации научно-исследовательских судов СевГУ Сергей Шестерненко.
В апреле 2022 года работы были завершены и начались швартовые и ходовые испытания.
«Швартовые испытания связаны с эксплуатацией в базе: проверка систем жизнеобеспечения, бытовых устройств. Ходовые испытания прошли в Ладожском озере».
9 августа 2022 года испытания были успешно завершены. Приемочные удостоверения подписали представители Средне-Невского судостроительного завода, ОСК «Технология» и Севастопольского госуниверситета. Удостоверения утверждены Российским морским регистром судоходства. 17 августа началась буксировка инновационного научно-исследовательского судна «Пионер-М» из порта Санкт-Петербурга в порт Севастополь.
Длина судна «Пионер-М» составляет около 26 метров, ширина — 9 метров, максимальная скорость — 11 узлов. Судно может работать автономно в течение пяти суток, дальность плавания составляет 500 миль, водоизмещение — 120 тонн.
«Пионер-М» воплощен не в железе, а в композите. Это второе в России судно класса катамаран, сделанное из углепластика. Корпус из углепластика по прочности не уступает металлическим аналогам, но лучше сопротивляется усталости, стоек к действию морской среды и гораздо проще в ремонте и эксплуатации. По словам разработчиков, в качестве материала для «Пионера-М» был выбран именно композит, потому что он позволяет реализовывать концепцию корпусов, которые при малом весе могут брать с собой большой запас топлива.
В соответствии с планом-графиком к научно-исследовательской деятельности «Пионер-М» сможет приступить в начале декабря 2022 года. Предварительно судно пройдет испытания в море. Также «Пионер-М» будет дооснащен мобильной научно-исследовательской лабораторией модульного типа.
Район плавания «Пионера» не более 20 морских миль от береговой черты, удаление от порта-убежища не более 50 морских миль.
Судно рассчитано на 16 человек: 6 человек составляет экипаж, 10 — сотрудники научно-исследовательской экспедиции. При коротких выходах в море экипаж может быть ограничен тремя членами, соответственно, может быть увеличен состав экспедиции. Экипаж судна уже сформирован, капитан и старший механик принимали участие в ходовых испытаниях.