Перспективы программ онлайн-магистратуры российских университетов

Пандемия, принудительно выгнавшая студентов и преподавателей из аудиторий за экраны компьютеров, натолкнула весь мир на мысль, что у идеи программ высшего образования, реализуемых в полностью онлайн формате, есть определенные перспективы и заинтересованная аудитория. Причем речь не про заочную форму, реализуемую в дистанционном формате, нет. Мы говорим про программы очной формы обучения, при поступлении на которые учащиеся получаются статус «студента» со всеми причитающимися льготами (скидки на проезд, отсрочка от призыва и т. д.), но обучение на которых возможно из любой точки мира и не подразумевает посещение университетского кампуса.

И такие программы стали появляться по миру буквально на наших глазах. В России наиболее распространены очные онлайн-программы на уровне магистратуры. Часть из них реализуется вузами в партнерстве с крупными компаниями и онлайн-платформами (Нетология, SkillFactory, SkillBox). На начало 2022 учебного года российские университеты предлагали более 30 программ очной онлайн-магистратуры 1 (см. Приложение).
Однако продвижение программ нового формата требует от вузов гораздо больших усилий, нежели «традиционные». Необходимо предпринимать усилия по развенчанию складывающихся мифов и работать с негативным опытом, который мог сформироваться в период пандемического форсированного перехода, к которому не были готовы ни инфраструктура, ни основные участники процесса. Отчасти, при реализации программ в сотрудничестве с онлайн-платформами задача по повышению осведомленности разделяется с партнером, и возникает соблазн переложить ее полностью на его плечи. Это легкая, но неэффективная политика, поскольку маркетинговая стратегия онлайн-платформ наилучшим образом работает среди уже заинтересованных пользователей.
1 Примечание: Поскольку направление онлайн-программ высшей школы находится в процессе становления, наблюдается как нехватка удобных инструментов поиска, так и отсутствие единообразия в использовании терминов при их описании и маркетинге. Ввиду вышесказанного автору не берутся утверждать, что выявили все подобные программы, реализуемых российскими вузами.
Эти результаты совпадают с основными выводами руководителя консалтингового агентства «Университеты и маркетинг», эксперта Учебного центра подготовки руководителей НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, к. э.н. Ольги Аркадьевны Бакуменко. Она обращает внимание, что в условиях форсированной цифровизации, которую принесла нам пандемия, а также блокировки соцсетей, исключения российских вузов из мировых рейтингов, запрета на оплату контекстной рекламы зарубежных сервисов и порталов, знаковым образом возрастает роль официальных сайтов университетов как источников информации и лица бренда вуза.
Руководствуясь этими мыслями, мы решили изучить, как российские университеты представляют свои онлайн-программы на официальных сайтах. В поле нашего внимания оказались 10 университетов, предлагавших очные программы онлайн-магистратуры перед началом 2022 учебного года: ВШЭ, РУДН, РАНХиГС, МФТИ, ТГУ, СПбПУ, УрФУ, МИСиС, ИТМО и Финансового университета при правительстве РФ.
Для начала отметим, что настроенные инструменты поиска онлайн-программ были только у четырех вузов из десяти:

  • ИТМО — в каталоге программ был встроен фильтр поиска именно «онлайн-магистратуры»;
  • Финансовый университет — в каталоге программ магистратуры был встроен фильтр по форме реализации «дистанционная»;
  • МФТИ — на сайте, посвященном предлагаемым программам магистратуры в фильтрах можно было выбрать «онлайн» формат реализации 1. Однако ссылки на всех четырех представленных программах оказались «битые» и при попытке перехода выдавали ошибку 404. При этом на главном сайте МФТИ в разделе «Магистратуры» ссылки на страницы с подробной информацией о каждой программе представлены рабочие, и даже при отсутствии фильтров поиска возможна удобная навигация через функцию поиска по слову «online», так как в краткой карточке каждой программой представлены ее основные характеристики 2;
  • ВШЭ — действует отдельная страница с обширной информацией о реализуемых онлайн-программах магистратуры 3.
Далее мы проанализировали содержания страниц с описанием программ онлайн-магистратуры на сайтах вузов. У шести университетов (ВШЭ, ИТМО, МИСиС, МФТИ, ТГУ и Финансового университета) контентное наполнение (независимо от того, реализуется ли программа своими силами или при поддержке партнера) было подробным, ясно визуализированным, были представлены ответы на основные вопросы, которые могут возникнуть у абитуриента на этапе принятия решения. Примечательным исключением в этой группе стал МФТИ, на сайте которого не удалось обнаружить информацию о программе, реализуемой в партнерстве со SkillFactory, а основной акцент был сделан на продвижение онлайн-программ, реализуемых кафедрой дискретной математики. Также у МФТИ функционирует специальный чат в мессенджере Telegram, посвященный всем реализуемым институтом онлайн-программам.
У оставшихся университетов контентное наполнение страниц онлайн-программ в основном сводилось к трём смысловым блокам:
  1. Описание программы, которое может быть написано или литературно и многословно, или официальным языком паспорта компетенций, оформленного в соответствии с ФГОС ВПО;
  2. Технические вопросы поступления;
  3. Контакты.
Подобное наполнение мало ориентированно на абитуриента и его потребности, тогда как главная задача современного цифрового маркетинга — выстраивание диалога и взаимодействие с пользователем. Иначе говоря, важно писать не про себя, а для потенциальных абитуриентов. Здесь становится актуальна информация о вступительных испытаниях, возможных скидках на обучение, наличие кураторской поддержки в процессе обучения, а также — в случае нового формата онлайн-программ — обозначение их преимуществ и развенчание возможных заблуждений и опасений. Также ввиду того, что очные онлайн-программы — все еще достаточно новый формат на образовательном рынке, на плечи вуза также ложится задача по развенчиванию складывающихся мифов и донесение основной информации о дипломе, отсрочке от армии, праве на общежитие и возможности получения учебной визы для иностранных студентов..

1. RANEPA (Institute of Business Studies) / РАНХиГС (ИБДА) Partner / Partner Netology / Нетология
Project management in IT and digital / Управление проектами в IT и digital
38.04.02 Management / Менеджмент
350,000

2. RANEPA (Institute of Economics, athematics and Information Technology) / РАНХиГС (ЭМИТ) Partner / Partner Skillbox
Game Design & Development

3. RANEPA (Institute of Economics, Mathematics and Information Technology) / РАНХиГС (ЭМИТ)
Data Analysis and Artificial Intelligence / Анализ данных и искусственный интеллект

4. RANEPA + MIPT / РАНХиГС + МФТИ
Digital Economics / Цифровая экономика

5. SPbPU / СПбПУ Partner / Partner Skillbox
Business Competitiveness Management / Управление конкуренто-способностью бизнеса

6. UrFU / УрФУ Partner / Partner SkillFactory
Engineering of Machine Learning / Инженерия машинного обучения

7. MISIS / МИСиС
Data Sciences / Науки о данных

8. RUDN / РУДН Partner / Partner Netology / Нетология
Online marketing and e-commerce / Интернет-маркетинг и электронная коммерция

9. ITMO / ИТМО Partner / Партнер Netology / Нетология
Product design

10. MIPT / МФТИ Partner / Партнер SkillFactory
Data Sciences / Науки о данных

11. MIPT / МФТИ Partner / Партнер SkillFactory
Applied Data Analysis in Medicine / Прикладной анализ данных в медицинской сфере

12. MIPT / МФТИ Partner / Партнер SkillFactory
IT product management / Управление IT-продуктом

13. MIPT / МФТИ Partner / Партнер Netology
Financial technology and analytics / Финансовые технологии и аналитика

14. MIPT / МФТИ
Modern State of Artificial Intelligence en / Modern State of Artificial Intelligence англ.

15. MIPT / МФТИ
Contemporary Combinatorics en / Contemporary Сombinatorics англ

16. MIPT / МФТИ
Modern Combinatorics / Современная комбинаторика

17. Tomsk State University / ТГУ Partner / Партнер Netology Нетология
Managing content and media projects / Управление контентом и медиапроектами

18. Tomsk State University / ТГУ
ELT Leadership

19. Financial University under the Government of the Russian Federation / Финансовый университет при Правительстве РФ Partner / Партнер Netology
Product Marketing and Analytics / Продуктовый маркетинг и аналитика

20. Financial University under the Government of the Russian Federation / Финансовый университет при Правительстве РФ
Digital educational practices and technologies / Цифровые образовательные практики и технологии

21. HSE /ВШЭ Partner / Партнер Netology
LegalTech: automation of legal processes / LegalTech: автоматизация юридических процессов

22. HSE /ВШЭ Partner / Партнер Netology
Cybersecurity / Кибербезопасность

23. HSE / ВШЭ Partner / Партнер Netology
Digital Product Management / Управление цифровым продуктом

24. HSE / ВШЭ
Strategic Communications Management / Управление стратегическими коммуникациями

25. HSE / ВШЭ
Marketing and Management / Маркетинг-менеджмент

26. HSE / ВШЭ Partner / Партнер Bremen International Graduate School of Social Sciences
Applied Social Psychology (en) / Прикладная социальная психология (англ.)

27. HSE / ВШЭ
Machine Learning and DataIntensive Systems / Машинное обучение и высоконагруженные системы

28. HSE / ВШЭ
Master of Computer Vision (en) / Магистр по компьютерному зрению (англ.)

29. HSE / ВШЭ Partner / Партнер CFA Institute
Finance (en) / Финансы

30. HSE / ВШЭ Master in Business Analytics (en) / Магистр аналитики бизнеса (англ.)
38.04.08 Finance and credit / Финансы и кредит

31. HSE / ВШЭ
Economic analysis

32. HSE / ВШЭ
Master of Data Science (en) / Магистр по наукам о данных (англ)
Лариса Дмитриевна Тарадина — директор по развитию международного образования и сотрудничества Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Работает в сфере международного образования более 15 лет, в том числе в Высшей Школе Экономики и Проекте повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов (Проект 5–100). Автор программ повышения квалификации для сотрудников международных офисов, реализованных в рамках Проекта 5–100. Ведет исследования в области интернационализации высшего образования и является шеф-редактором telegram-канала @eduviewrus, посвященного актуальным вопросам международного образования.