Эти результаты совпадают с основными выводами руководителя консалтингового агентства «Университеты и маркетинг», эксперта Учебного центра подготовки руководителей НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, к. э.н. Ольги Аркадьевны Бакуменко. Она обращает внимание, что в условиях форсированной цифровизации, которую принесла нам пандемия, а также блокировки соцсетей, исключения российских вузов из мировых рейтингов, запрета на оплату контекстной рекламы зарубежных сервисов и порталов, знаковым образом возрастает роль официальных сайтов университетов как источников информации и лица бренда вуза.
Руководствуясь этими мыслями, мы решили изучить, как российские университеты представляют свои онлайн-программы на официальных сайтах. В поле нашего внимания оказались 10 университетов, предлагавших очные программы онлайн-магистратуры перед началом 2022 учебного года: ВШЭ, РУДН, РАНХиГС, МФТИ, ТГУ, СПбПУ, УрФУ, МИСиС, ИТМО и Финансового университета при правительстве РФ.
Для начала отметим, что настроенные инструменты поиска онлайн-программ были только у четырех вузов из десяти:
- ИТМО — в каталоге программ был встроен фильтр поиска именно «онлайн-магистратуры»;
- Финансовый университет — в каталоге программ магистратуры был встроен фильтр по форме реализации «дистанционная»;
- МФТИ — на сайте, посвященном предлагаемым программам магистратуры в фильтрах можно было выбрать «онлайн» формат реализации 1. Однако ссылки на всех четырех представленных программах оказались «битые» и при попытке перехода выдавали ошибку 404. При этом на главном сайте МФТИ в разделе «Магистратуры» ссылки на страницы с подробной информацией о каждой программе представлены рабочие, и даже при отсутствии фильтров поиска возможна удобная навигация через функцию поиска по слову «online», так как в краткой карточке каждой программой представлены ее основные характеристики 2;
- ВШЭ — действует отдельная страница с обширной информацией о реализуемых онлайн-программах магистратуры 3.
Далее мы проанализировали содержания страниц с описанием программ онлайн-магистратуры на сайтах вузов. У шести университетов (ВШЭ, ИТМО, МИСиС, МФТИ, ТГУ и Финансового университета) контентное наполнение (независимо от того, реализуется ли программа своими силами или при поддержке партнера) было подробным, ясно визуализированным, были представлены ответы на основные вопросы, которые могут возникнуть у абитуриента на этапе принятия решения. Примечательным исключением в этой группе стал МФТИ, на сайте которого не удалось обнаружить информацию о программе, реализуемой в партнерстве со SkillFactory, а основной акцент был сделан на продвижение онлайн-программ, реализуемых кафедрой дискретной математики. Также у МФТИ функционирует специальный чат в мессенджере Telegram, посвященный всем реализуемым институтом онлайн-программам.