Презентационные материалы как инструмент позиционирования университета

За минувшие годы сотрудники Центра экспорта образования накопили большой опыт в области позиционирования учебных заведений на международной арене, в частности — создания для вузов презентационных материалов. В настоящей статье собраны рекомендации по их разработке, а также информация о том, какими должны быть эти материалы с точки зрения привлекательности для потребителя, а именно — для потенциального студента, его родителей или вовсе потенциального партнера вуза
Каждому современному университету ежедневно приходится позиционировать себя — в сети, на мероприятиях, выставках, конференциях, в наборных кампаниях, на днях открытых дверей и других событиях. Разумеется, спектр презентационных материалов велик: это и сами презентации, и прочие медийные материалы, традиционная полиграфия, «раздатка», веб, фото- и видео-контент, и многое другое. Все это одновременно имеет значение в новом мире цифровизации, соцсетей и гражданских медиа, которые прочно вошли в нашу жизнь сегодня.

Наличие необходимых знаний и навыков в подготовке презентационного материала дает шанс попасть точно в цель в работе с аудиторией, и необходимо непрерывно расширять арсенал навыков. Туда, конечно, нужно включать и навыки разработки и проведения презентаций, дизайна маркетинговой продукции, позиционирования в медиа и многое другое. Сотрудники международных служб университетов работают и с b2c, и с b2b — все это чрезвычайно важно. Мы учимся убеждать, учимся рассказывать так, чтобы было доступно, интересно, чтобы транслируемая нами мысль прочно засела в головах молодежи — российской и зарубежной. Это значит, мы безусловно с вами имеем отношение к генерации смыслов и продвижению информации, а учитывая, что мы работаем на высшие учебные заведения, то мы имеем прямое отношение к формированию отечественной мягкой силы.

Сектора b2b и b2c — это, безусловно, две кардинально разные группы аудитории, а значит — отличные друг от друга решения и с точки зрения подачи информации, и с точки зрения дизайна презентационного материала. Со всех остальных точек зрения одновременно.

Во всем этом имеет смысл уверенно ориентироваться, это наш действенный инструмент в борьбе за победу на высоко-конкурентном рынке международного образования.

Разумеется, достичь убедительного результата можно, если налажена командная работа. Оптимально, когда в части администрирования процессов разработки маркетинговых материалов в команде, как минимум, двое — управленец и арт-директор. Кроме управления, конечно, нужно многое уметь делать руками — и в копирайтинге, и в дизайне, и во многом другом. Результат будет, когда сотрудники весь цикл способны охватывать своими силами — не сторонятся работать руками и не стремятся к управлению в чистом виде. Знание работы исполнителей и умение выполнять ее — залог успеха. В этом тоже может быть сильная сторона международника, как презентора, как официального представителя вуза — видеть, что такое хорошо, а что такое плохо. Уметь отличить эффективную визуальную коммуникацию от неэффективной. Понимать, почему в данный момент времени следует сделать именно так, применить именно такие образы, а не другие.

Пазл складывается из теоретической и практической подготовки в сферах управления, информационных технологий, графики и дизайна. Разумеется, сами по себе отдельно взятые охваченные образованием области никому не гарантируют потрясающих результатов, но в каждой из них есть неотъемлемые составляющие, которые позволяют достичь практических результатов.

Стоит отметить, опыт работы в государственном секторе принципиально отличается от того опыта, который можно получить в коммерческом мире. Всюду свои особенности, специфика, разные подходы, дорожные карты и составляющие успеха, но крайне часто госсектору, многим образовательным учреждениям не хватает некоторого бизнесового подхода. Не хватает собственной внутренней динамики, стремления к увеличению прибыли.
Это та самая ситуация, когда говорят «дизайн работает». По-честному — именно это главное. Стать новым Сальвадором Дали — это из другой плоскости, если не из другого мира.

Создавая презентационные материалы для университета, нужно всегда помнить, что вы создаете часть репутации. Речь идет о той части репутации вуза, которая связана с его опрятным, вызывающим доверие и уважение внешним видом. И, в связи с этим, нужно взвешенно подходить к самом процессу, соизмеряя разумность, творческий подход и целесообразность.

Общее и частное

Хотелось бы уделить внимание крайне важной связи, о которой обязательно нужно помнить перед тем, как начать делать любой информационный продукт — это связь между аудиторией и этим продуктом. Нельзя приступать к работе над презентационными, маркетинговыми материалами без привязки к аудитории. Все — от выбора стилистики до технического исполнения должно быть заточено под нее. И поэтому — нужно поставить себя на место того, ради кого мы устраиваем шоу: студента, партнера, рекрутера.

Целевая аудитория современных вузов в большинстве своем — молода и увлечена прогрессом, чаще всего — в сети. При этом порядка 80–85% жителей планеты Земля по психотипу — визуалы, то есть воспринимают информацию преимущественно через органы зрения. Остальные — аудиалы, кинестетики, их меньше, и они все равно любят смотреть картинки. Без лишней иронии, если вы еще не обратили внимания, — современные молодые люди мыслят и общаются друг с другом чаще всего изображениями. Наш дивный новый цифровой мир создан для них — всюду и везде соцсети и мессенджеры. Набирать много букв сейчас — «та-кое себе». Есть смайлы, стикеры, эмодзи и наверняка что-то там еще, что активно используется молодежью, но менее востребованы у более старшего поколения.

Важно понимать, что наши ценности различны, но дело даже не в том, что нам следует непрерывно давать им оценку — это было бы уместно в рамках какихто других кейсов. Наша задача в свете составления портрета целевой аудитории в первую очередь — грамотно подготовить в итоге техническое задание. Это чистая техническая работа, которая должна быть расценена нами в первую очередь как необходимая и достаточная.

Попробуем описать портрет нашего конечного потребителя, абитуриента. Это молодые люди, в большинстве своем, визуалы, погруженные в интернет, для решения большего числа задач использующие смартфон, эмодзи — как элемент коммуникации, десктопы — реже нашего, читать уже не модно, общаться — в телеграмме, жить — «без напряжения». Работая над созданием презентационного материала, например, сайта вуза, нужно понимать, что должен подстраиваться и образ визуальной коммуникации. Сайт из академического гиганта с многочисленными томами текста, должен превратиться в удобный сервис с ярким визуалом и абсолютно прозрачно коммуникацией.

Важно учитывать, к какому поколению относятся люди — уметь работать с ними, находить подход. При том, что сами по себе люди весомо отличаются друг от друга, поколения, как группы людей, демонстрируют схожие характеристики — ценности, ожидания, убеждения. С этим мы однажды обратились к нашему HR бизнес-партнеру Юлии Мальцевой, в одном из выпусков Education Export Magazine она описывала, какова разница аудиторий с точки зрения HR-менеджера. Это и нам тоже полезно, поэтому приведу здесь составленные ей краткие описания категорий.
Таким образом, дамы и господа, родившиеся в период с середины 60х до конца 70х (иногда их называют поколением X), давно в рынке, они уже не берутся за «любую» работу и порой стремятся сместить баланс из офиса в сторону дома. При этом они неплохо адаптируются в профессиональной среде, действуют по принципу «не существует нерешаемых задач» ввиду того, что в сознательном возрасте застали довольно противоречивые страницы истории нашей страны. Они способны предпринимать, нести ответственность, что делает их «взрослыми», самодостаточными профессионалами. Они сейчас ввиду возраста и компетенций — менеджеры среднего звена или руководители высокого уровня.

Текущий уровень дохода воспринимается как данность. Не сторонятся небольших цифр, часто готовы идти снизу вверх. В их концепции — сначала знания и умения, потом деньги.

Парни и девушки, родившиеся в 80х — 2000х (миллениалы), — самое образованное, разностороннее, широкое поколение на рынке труда. Сам отношусь к этому поколению, могу сказать несколько слов с практической точки зрения.

Миллениалы выросли в динамике, технологии менялись и развивались максимально резво. Например, рожденные в 80‑е в детстве играли во дворе, а по окончании вузов — на смартфонах. Онлайн в режиме 24/7. Конкуренция высокая, темп жизни такой же. Много энергетических растрат, много проектов, стартапов, негарантированный успех. Важное отличие от поколения X — больший уровень либерализма, нацеленность на деловой успех разбавляется озадаченностью глобальными проблемами типа здорового образа жизни, экологии, толерантности, гуманизма. Больше рефлексий по любому поводу.

Уровень дохода воспринимается как личностная характеристика, отсюда очень чувствительны к справедливости в отношении оплаты труда. В их концепции — навыки и деньги существуют обязательно одновременно и исключительно в одной плоскости.
Девочки и мальчики, рожденные после 95го (поколение Z). Именно они будущее экономики, крупнейшая группа потребителей в мире. Фанатичней миллениалов устремлены в либерализм, верят в отсутствие дискриминации в обществе и медиа, формируют запрос на социальную справедливость. Прогрессивны. Чрезвычайно озабочены личными амбициями, зачастую подменяют содержимое «оберткой», оттого временами инфантильны. Требовательны к комфорту и уровню дохода, периодически утрачивают связь между реальными профессиональными навыками и вознаграждением. Креативны. Всегда онлайн. Эти ребята — и есть главная аудитория современных вузов, и совсем скоро они массово выйдут на рынок труда.

Представление об уровне жизни часто формируется рафинированной картинкой из соцсетей. В их парадигме — работа по предоплате, не они должны убедить работодателя в компетентности, а работодатель — в своей привлекательности.

К чему все это?

Посмотрите на вашу аудиторию и на веб-сайт своего университета. Снова на них и на веб-сайт. Сразу после — откройте макеты маркетинговой продукции, а минутой позже — вспомните о мобильном адаптиве и приложениях для пресловутых App Store и Google Play. Сейчас, может, уже отечественное что-то появится. Хорошо, если вы выясните, что все это у вуза есть. А правильно — это когда все это не только есть, но и выглядит как любимые молодым поколением сервисы, которыми им удобно и приятно пользоваться.

Нам с вами нужно ответить себе на важный вопрос — привлекательны ли наши вузы для молодых людей, которые впервые встречаются с ними в интернете. Мы должны быть с ними на одной волне — дать им красивую картинку и современный интерфейс, который позволит интуитивно найти любую необходимую информацию.

«Многотомники» с тысячью страниц — не вариант. Никто не будет читать. При этом совершенно понятны все особенности с требованиями Министерства образования в части публикации нормативных документов, пусть это будет где-то, не вопрос, но именно клиентский сервис должен выглядеть соответственно времени, в котором мы живем с вами.

Отдельный вопрос к тому же — дизайн интерфейсов систем дистанционного обучения. По моим наблюдениям, большая часть интерфейсов, даже в передовых вузах, выглядит так, что в ходе обучения периодически хочется совершить сепуку. Видно, что изначально составлено громоздкое дерево категорий, нет навигации, огромное количество текстов, никакого визуала. А тем временем вопрос можно было бы решить, подключив к работе опытного или даже молодого UI/UX-дизайнера. Главное — чтобы он представил себя студентом в момент разработки интерфейса. В общем — дело это важное и ответственное.

Причины и следствия

За минувшие «ковидные» годы, которые вызвали великое переселение народов в онлайн, мы вместе с отечественными вузами провели много мероприятий для абитуриентов из разных стран мира. Это позволило нам собрать ценную статистику.

Например, примечательно, как мало мальчишек, девчонок и даже их родителей используют персональные компьютеры. По статистике выставок, 77% молодых и стремящихся грызть российский гранит науки африканцев пользуются мобильными устройствами. 93% абитуриентов из стран индийского субконтинента (Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка) отправились смотреть презентации наших университетов со своих смартфонов. За ПК сели только 6%, а планшет достал лишь 1% из пятитысячной аудитории прямой трансляции.

Соответственно, все это нужно учитывать при разработке цифровых университетских платформ.

Поэтому проводя онлайн-презентации для студентов, выступая в каких-то международных включениях, трансляциях, форумах, телемостах, нужно контролировать то, как выглядит картинка на смартфонах.

И здесь нельзя сказать что-то в стиле — кто захочет, тот поймет. Не сделаем адаптив — абитуриент включит трансляцию, откроет ваш сайт, либо еще что-то и увидит просто месиво из букв, изображений и каких-то элементов.

И в этом месте вновь повторяем наше прошлое упражнение, но, на этот раз используя мобильный телефон, — посмотрите на целевую аудиторию и на веб-сайт вуза. На аудиторию и на веб-сайт. Важная часть работы по созданию внешнего вида вуза в сети — это адаптив к мобильникам. Реальность такова, что нас с вами все чаще хотят видеть и слышать именно оттуда. И отправляясь в этот цифровой мир, нам стоит выглядеть понятно и дружелюбно для них — молодых.

Важно будет не наспех, а обстоятельно пройтись по мобильным адаптивам сайтов вузов своих, посмотреть, насколько композиция целостна на экране, насколько удобно с точки зрения юзабилити и прочее подобное.

Старое и новое

Ни один бренд не живет долго без необходимых перемен, заточенных под современные тренды. Университет — это бренд. Образование — это рынок с высокой конкурентной средой. Мировой объем рынка образования — 76,4 миллиарда долларов США. В одной России работают свыше 750 вузов. Согласно данным ЮНЕСКО, в мире — 19 900 признанных государствами высших учебных заведений. Зная это, не должен ли вуз в борьбе за студентов стараться играть по известным законам бизнеса?

Вот несколько пресловутых примеров про трансконтинентальных гигантов. Pepsi меняло свой фирменный стиль несчетное число раз. Самые заметные преобразования происходили в 1898, 1905, 1906, 51‑м, 62‑м, 71‑м, 87‑м, 91‑м, 98‑м, 2005‑м — устанешь писать и читать. Консервативный Adidas крупно менялся лишь трижды — в 60‑х, в 97‑м и в 2001‑м, что было заслугой крайне удачного стилевого решения, примененного еще Ади Дасслером. Самый известный в мире поисковик Google тоже не стоял на месте и с 1998 по 2021‑й годы обновился минимум 6 раз. McDonalds за свою историю обновил фирстиль 9 раз, а Apple по-крупному — трижды.

Как мы видим, даже топы, которым, казалось бы, можно ехать по накатанной, не пренебрегают этой динамикой, шагая в ногу со временем. А как часто ваш вуз обновлял фирменный стиль в попытке выглядеть современно и привлекательно для абитуриента?

Однако, 77% молодых африканцев, которые хотят грызть российский гранит науки, пользуются мобильными устройствами.
93% абитуриентов из стран Индийского субконтинента (Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка) смотрели презентации наших университетов с телефонов.
ПК использовали только 6%, а планшет — 1% из пяти тысяч зрителей трансляции.
Будущее

Подводя черту, отметим простоту искомого алгоритма:
  1. Своевременно работать над брендом университета, делать го привлекательным для молодежи, сохраняя традиции и усиливая их новыми современными дизайн-решениями.
  2. Ставить себя на место своих же абитуриентов и непрерывно спрашивать себя, достаточно ли понятен ему ваш вуз, достаточно ли он открыт и дружелюбен при взгляде на него из интернета.
  3. Учитывать технические особенности подачи информации — адаптацию для мобильных устройств, использование графических элементов и пр.

Будущее за теми, кто стремится в будущее.

Несколько полезных советов по брендингу от Центра экспорта образования

  1. Посмотрите, насколько читабелен лого вашего института на сайте и в мобильном приложении. Возможно, ему требуется упрощенная версия для малых размеров.
  2. Подумайте, насколько ваш лого отличается от других подобных в этой отрасли. Это важно для идентификации.
  3. Является ли ваш лого современным, сравнивайте себя с известными университетами мира и негосударственными образовательными организациями России (например, Британская высшая школа дизайна). Насколько современно выглядит ваш контент, фото, шрифты? Доверьте работу специалистам, которые знают тренды.
  4. Меняйтесь, не изменяя себе. Оставьте узнаваемую часть и добавляйте новое, так вы будете всегда вызывать интерес у целевой аудитории.
  5. Постоянно улучшайте работу мобильного приложения — это основной носитель вашего бренда для подавляющей части аудитории. Выдвигайте гипотезы, улучшайте работу приложений.
  6. Привлеките профессиональных фотографов на мероприятия. Так у вас появятся хорошие фото с событий. Это лучше, чем набор пиктограмм непонятного вида. Нет ничего лучше реальных фотографий в визуальном рассказе об институте. Так можно оценить и качество учебных помещений, общежитий и прочего.
  7. Проведите анализ ваших преимуществ перед конкурентами и поддержите факты визуально. Возможно, у вас красивое общежитие или лыжные трассы зимой в доступности от института (снова о хороших фото).
  8. Покажите эмоции, не используйте однотипные фотографии сбившихся в кучу людей — должна присутствовать темпоритмика. Покажите, что вы настоящие, естественные, эмоциональные.
Пример №1. Про дизайн

Представьте, что у вас появляется задача запустить лендовую страницу для продаж образовательной программы. Либо подготовить полиграфию на международную выставку.

А, может, кого-то озадачили оформить мобильное приложение или придумать, оформить и заказать сувенирную продукцию.

Вот сотрудник на низком старте — включает безудержную фантазию, неистовое желание творить и созидать, вспоминаете школьные уроки рисования, а, может, художественный кружок или курсы по фотошопу. Когда сотруднику покажется, что он достаточно утончен и обладает безупречным вкусом для решения той или иной задачи по дизайну, в этот момент, пожалуйста, — скажите ему «стоп, тормозим, дергаем ручник»! Выдыхаем и задаемся вполне практичным вопросом. Знаете ли вы, чем дизайн, в сущности, отличается от свободного художественного творчества?

Потому что этот разрыв в представлении руководства многих действительно именитых, крупных известных российских государственных организаций и предприятий — он есть, он очень мешает двигаться вперед. Например, руководство моего предприятия из состава главного технического холдинга страны настаивало на том, что любой разработчик может чтото нарисовать для раздачи на выставках. Берем спонтанного сотрудника, наделяем его задачами дизайнера под страхом смертной казни и — вуаля — листовки на выставку готовы!

И знаете ли, работает, но часто по принципу «бывает хуже, но реже». Загнанный в тупик сотрудник что-то сделает, но не всегда в кассу, поэтому возвращаемся к дизайн-мышлению и стараемся себя довести до уровня, когда формулировка технического задания будет ясна, оценка творчеству будет более-менее объективна, а сотрудник, который будет рисовать маркетинговый материал — будет, как минимум, иметь отношение к отрасли.

Дизайн — техническая дисциплина. Здесь редко и чаще всего плохо работает популярный метод «я так вижу», одновременное картинное закидывание шарфика за плечико и покусывание карандаша. Хороший дизайн — не тот, где «сделайте мне красиво», а тот, который работает на клиента. Работает — значит, решает коммерческую задачу и приносит прибыль.

Утверждая дизайн чего бы то ни было, помните — вы делаете это не для начальников, не для себя, не для своих приятелей, коллег, родных или домашних питомцев. Вы делаете его для целевого потребителя своих услуг. Если вы — это вуз, а мы тут говорим про образование, то вы делаете все для абитуриента, студента и выпускника. Им, в первую очередь, должен понравиться результат вашей работы. Они должны быть в абсолютном восторге от вашего университета. Как только этот тезис принят в полной мере, сотрудник снимается с ручника.

Хорошо — это когда:
  1. Дизайн ориентирован на целевую аудиторию. Нравиться в первую очередь должно не вам, не начальнику, а тем, кто этим пользуется.
  2. До разработки дизайна вы провели анализ и продумали функционал, сделали прототип, обсудили и утвердили его со всеми участниками процесса.
  3. Обратите внимание, что сейчас актуально у молодежи, на тренды. Будьте понятны для них, будьте актуальны.
Пример №2. Про «раздатку» и «сувенирку»

Заказывая такие материалы, расходуя на это деньги университета, мы должны четко понимать, как долго брендированная вещь пробудет с адресатом, напоминая ему о существовании вуза.

Тут нужно заранее определиться для кого мы это делаем. Студентам — одно, рекрутерам в Африке — другое, партнерам — третье. И каждый раз задумываемся о том, какую функцию выполняет предмет, который мы подарим. Ну то есть абитуриент должен достать подарок однажды в числе прочих и немедленно мотивироваться подать документы, рекрутер — повесить на стену что-то, поставить себе на стол это так, чтобы не только сам постоянно возвращался к вам с результатом, но и гостей своего офиса, условно говоря, молчаливым даже образом информировал о вашем существовании. Про партнеров, чиновников и пр. — вы знаете точно не хуже меня.

Коротко о всяких примерах, что и кому дарят. Это я сам все получал и даже сам дарил в разные моменты своей жизни.

Сразу скажем «нет» карманным календарикам. У всех есть смартфоны.

Классно подарить 20‑летним ребятам карманный календарик, только если это какой-то нарочито винтажный предмет для любителей, вы решили цеплять их на некоей выставке современного искусства или где-то в подобном уникальном необычном месте. Вещь должна быть такая, чтобы ее хотелось сохранить.

Чуть лучше обстоит дело с квартальными календарями, но вряд ли руководители высокого ранга повесят их у себя в кабинете — они скорей перекочуют в бухгалтерию или отдел кадров. Исключением может быть календарь с видами природы вашего региона. В целом — минус.

Но опять же — а если вы вдруг внезапно решили провести рейд во время наборной кампании на какой-то тусовке любителей манги, комиксов, еще чего-то? Звучит, возможно, смешно, но огромное число наших будущих студентов — они там бывают, да. И есть даже вузы, представьте только, которые реализуют образовательные программы «Комиксы и манга», где готовят профессиональных иллюстраторов. И в России, и за ее пределами. А как насчет ребят, условно говоря, которые хотят заниматься графикой для видео, анимацией (это не про в костюме хот-дога у метро листовки раздавать, а про видео-анимацию и спецэффекты). В возрасте 20 лет эти ребята как раз ходят на подобные выставки. И там могут быть какие угодно неожиданные эксперименты с раздаткой и маркетингом.

Футболки, толстовки, дождевики и другая одежда.

Думаю, мало кто их нас хочет стать бесплатной ходячей рекламой. Не размещайте гигантских логотипов на промо-одежде, если вы не уверены в их неотразимости, если они не для волонтеров, а для заказчиков. Качество мерча должно быть высоким, лого небольшим, его бы неплохо ненавязчиво замаскировать в графике. Тогда футболка или толстовка не отправится в благотворительные фонды по сбору одежды и не станет тряпкой для протирания окон на даче. Делайте так, чтобы ее хотелось носить. Выбирайте актуальную по моде модель из качественного материала, цвет в среднем должен подходить ко всему, пусть это будет серый или молочно-белый. Можно посмотреть, что именно предлагают крупные изготовители одежды. В целом — плюс.

И опять же — вернемся на какуюто абстрактную выставку современного искусства, комиксов, арт-объектов, архитектуры и пр. Либо представим, что вы сами — центр притяжения молодежи, сами делаете такое мероприятие. Представьте, как мерч ваш зайдет. Огонь просто.

Шапки, шарфы, варежки. Шерсть, хлопок, шелк. Обязательно качественные, спокойных «носибельных» цветов. Не надо скользкой синтетики и неона, иначе мерч быстро перекочует в мусорные баки, и целевая аудитория у нее будет чуть иная, чем вы планировали.

Зонты — плюс. Рекомендации те же, что и для остального мерча.

Флешки — под большим сомнением. Сейчас всем доступны «Яндекс», Gmail и другие облачные хранилища. Совсем не обязательно носить с собой флешку, можно получить информацию через ссылки. Твердый минус. Пауэрбанк — плюс.
Чай, кофе. Подарок будет использован, и какое-то время будет напоминать о вас. Обратите внимание на качество самого продукта. Это уверенный плюс.

Не только студентам, конечно, это дорогое удовольствие. Можно поставить в приемную комиссию, в залы, где консультируете абитуриентов. Руководителям крупных партнерских компаний, ключевым рекрутерам, определенной целевой аудитории — это очень круто. И хорошо работает, потому что из офисов это всегда распространяется дальше — с рассказами, шутками и прибаутками.

Ко мне лично на мероприятия приходили через распространяемые маленькие шоколадки с рисованными комиксами. И даже фантики коллекционировали.

Игры — настолки. Хорошо, если они тематически будут связаны с вашим учебным заведением. Стоит подумать над этим. Плюс.

Непонятные сувениры, держатели для бейджей, монетницы и прочие объекты сомнительной ценности скорей всего обретут покой в лучшем случае в столе, в худшем — ну, вы знаете, где.

Для недорогой и массовой «раздатки» подойдут ручки и блокноты. Как ни крути, есть формальные мероприятия, где все это по-прежнему важно. На креатив это претендует редко, и целевая аудитория, как правило, нашего с вами возраста или старше. Молодежь отвыкла писать тотально. Лень, не прикольно, для всего остального — смартфон.
Ежедневники — качественные и небольшим тиражом, они скорей всего тоже будут мало востребованы, потому что есть планировщики онлайн. Есть CRM-системы, кто-то использует тайм-менеджеры и другие программы.

Рекламные агентства предлагают достаточно продукции под брендирование. Выбирая объекты, подумайте о том, чтобы они подходили большинству вашей аудитории.

Хороший подарок — это тот подарок, который хотелось бы получить себе, конечно. А хороший дизайн — тот, что приносит прибыль, поэтому надо сделать так, чтобы затраты на сувенирку вернулись доходами в тройной степени.

Презентации

Никогда в действительности ни у кого из нас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Ваша презентация для студентов — это своего рода шоу, где нам имеет смысл отойти от традиционных шаблонов с академической ролью, мрачным лицом, читающим монотонным тембром голоса о величии вуза и внушающим страх и трепет каждому 20-летнему абитуриенту. Входим в новый виток эволюции — мы открыты, дружелюбны, мы порядочны, серьезны и уверенны в себе, мы престижны, мы в лидерах, мы успешны — будьте как мы!

Несколько цитат, которые всегда актуальны, которые придумали не мы, а именитые презенторы с мировым именем:
  • Жизнь усложняется. Простота и ясность — это то, в чем нуждаются люди
  • Профессионалы практически всех сфер панически боятся простоты. Основным принципом в их работы становится: «Не уверен? Добавь еще!»
  • Одна из величайших ошибок презентации — стремление чем-то заполнить каждый квадратный сантиметр страницы
  • Оставляйте слушателей слегка «голодными»
  • Вы должны вызвать у аудитории ощущение энергии
  • Продаются не вещи и не услуги, продаются опыт и эмоции
  • Современные презентации имеют больше общего с кино и комиксами, чем с письменными документами
  • В наше время грамотность — это умение не только читать и писать, но и понимать визуальную коммуникацию

Презентации мы теперь умеем проводить в онлайне, нас научила ковидная реальность последних лет. Но все стали скучать по офлайну. У разных форматов проведения презентаций есть свои технические особенности. Разумеется, знать все это следует в первую очередь дизайнеру, коим вы, в большинстве, по основному виду деятельности не являетесь, но все же погрузиться в это имеет смысл хотя бы коротко, чтобы потом иметь возможность проконтролировать.

Итак, для онлайна пропорции выбираем 16×9 — это широкий формат мониторов. Бывает еще 4:3 — это старый формат, его уже почти не используют. В онлайне применяем QR-коды или гиперссылки, потому что это трендово и современно, потому что это удобно, и ваш слушатель сможет самостоятельно воспользоваться дополнительной информацией.
Для рассылки презентацию можно выводить на 150 точек, а не на 300, что сократит вам размер файла, если вы делаете пдф. Старайтесь до 10 Мб ограничить, есть особенности с электронной почтой, лимитами и прочее подобное, что приходится учитывать.

Кроме того, существует много форматов мультимедийных презентаций, которые потихоньку входят в топ. В онлайне можно даже видео демонстрировать параллельно, особенно если у вас есть режиссер трансляции какой-то — тут уже полет фантазии вообще ничем почти не ограничивается.

Для офлайна (это когда вы встречаетесь с аудиторией персонально) — тут опять же стандартные 16×9 (это разрешение, например, 1920×1080), либо спрашивать технический персонал, каких размеров экран под проектор, чтобы не оставалось каких-то пространств сомнительных. Если проектор — старайтесь оформлять презентацию контрастно, иначе дешевые модели устройств выведут на экране нечто неубедительно бледное, к сожалению. Опять же — думаем об аудитории, если выступаем перед студентами — это одно. А если вдруг перед академиками РАН — другое.

Печать — тут размеры могут быть под формат бумаги, великое множество. Помните, что в печати никто не пройдет по вашей гиперссылке, а процедура монотонного перебивания ее значков в браузер вызовет у аудитории желание совершить харакири, чего хотелось бы избежать. QR-коды — пожалуйста. Наведут телефон, проследуют по ссылке спокойно и без нервов. Выводим для печати файлы на 300 точек, договариваемся с типографией об обрезных краях.

Почему важно выдерживать презентации университета в едином стилевом решении? Особенно это важно делать на масштабных мероприятиях, где у вас от вуза участвует несколько спикеров, каждый из которых демонстрирует аудитории большой объем информации. Например, если вы решили провести крупный форум, следует сделать так, чтобы визуальная коммуникация с аудиторией была максимально легкой.

Итак, причины введения общей стилистики:
  1. Снижение информационного шума. Если коротко: человек на подсознательном уровне будет сбит с толку, если оформление зала выполнено в одной цветовой схеме, презентации — в других, раздатка — в каких-то третьих. Все это точно не поспособствует идентификации вашего бренда, узнаваемости, только растерянности и расфокусировке сознания аудитории. А нам нужно обратное — фокус на информацию, быстрое запоминание бренда, чистое ощущение эмоций спикера, атмосферность, ощущение причастности к чему-то грандиозному.
  2. Продвижение айдентики вуза — узнаваемость бренда, его современность, уникальность — все это дает вам неоспоримые преимущества.
  3. Концентрация на контенте — грамотное цветовое кодирование позволяет вызывать у абитуриента необходимые эмоции и позволять ему фокусировать внимание на содержательной части. Когда нет ничего лишнего, остается важное.
  4. Установление коммуникации — ваш диалог с аудиторией. Визуальные образы, текстовые или речевые установки, слоганы, бьющие точно в цель. Это важно.
  5. Структурирование информации — мы должны быть последовательны в повествовании. Логика изложения позволяет аудитории воспринимать информацию дозированно, усваивать ее целостно и в полной мере. Это чистая физика — есть источник сигнала, а есть приемник. Посредине — шум. Чем лучше вы поработали над презентацией, тем чище сигнал дошел от источника до приемника.
  6. Соблюдение логики. Это важно!

Пример выставки российских вузов RED Expo

Коротко по части визуала: был разработан логотип, в основе которого использован образ конфедератки. Образ этот считывается мгновенно, что важно в условиях интернета. Для того, чтобы удержать человека у экрана — неважно, пришел он посмотреть трансляцию или просто посетил ваш сайт — есть 5–7 секунд. Потом он либо понимает все, остается и погружается в информационное поле, либо отказывается от информации, закрывает вкладку и идет искать что-то более подходящее ему.

Поэтому выбрали максимально высокую скорость коммуникации с абитуриентом — пусть ассоциативно первоуровневые образы, но ясные, скорострельные, внятные. Конфедератка такова, ясно сразу — речь про образование, нет времени объяснять дольше.

Поскольку это было ковидное время, выставки разворачивали на фоне перманентного состояния мутной воды в мире — ничто не отличалось позитивным динамичным настроем, а скорее упадничеством довольно широких слоев населения. Мы выбрали быть яркими, настойчивыми, жизнеутверждающими, претендующими на лидерство. Отсюда выбирали цветовую гамму и оформление. При всем том, что традиционно используют спокойные тона, именно это сработало на аудиторию — людям нужны были и нужны сейчас утвердительные и решительные ответы на вопросы о том, что им делать в жизни, как действовать дальше. И это тот самый случай, когда приглушенные, неуверенные тона не были бы столь действенны.

Все презентационные материалы для наших вузов‑участников выполнены в единой стилистике, по универсальной структуре, они дают простую понятную коммуникацию и единые условия презентации для всех участников. Мы полностью нивелировали фактор разницы в компетенциях вузовских дизайнеров на местах, потому что ответственность за визуальную коммуникацию и KPI, за число лидов и их качество лежали не на ком-то, а на нас напрямую. Поэтому мы часто спорили с международниками, когда они настойчиво не хотели укладываться в наши предложения о едином стиле трансляций. Часто убеждали. Хотя, иногда и проигрывали.

С лендовыми страницами история ровно та же, за одним исключением — они спокойней по гамме, потому что тут нет спикера, тут пользователь предоставлен себе и стенду. Изучай, сколько хочешь уже на основе наших эмоциональных и ярких презентаций. Читай больше текстов, получай больше информации, осознавай, принимай решение, отправляй заявку. И вместе с тем, все выполнено в едином ключе, безусловно.

Теперь вы понимаете, как в связке визуально работают лендовая страница и презентация. Дизайн, повторюсь, — техническая наука, в общем стилевом решении он служит навигатором на уровне подсознания, цветовое кодирование в ходе долгой трансляции подсознательно «подсказывает» аудитории, где расположены необходимые элементы и разделы, вызывает нужные нам эмоции — позволяет аудитории сконцентрироваться на содержимом в потоке данных.

Универсальная структура презентации на примере выставки RED Expo

Всю информацию мы разделили на разделы о каждом из вузов.

Помним, что подобная трансляция занимает пару часов минимум. Для студентов это довольно большой объем информации. Чтобы они могли выработать объективное оценочное суждение, требовалось, безусловно, подогнать непрерывный поток информации к каким-то общим стандартам.

Разделы:
  • Титульная страница — слайд с фото главного корпуса. Это образ вуза, его лицо, первое, что впечатляет абитуриента.
  • Краткое описание вуза.
  • Место на карте России. Важно показать, где именно люди будут жить, а где находится столица. В ходе работы с аудиторией этот фактор был одним из часто уточняемых публикой.
  • Цифры и факты, фото зданий. Цифры хорошо иллюстрируют масштаб. Тут, кстати, принятие решения происходит не всегда однозначно. Кто-то хочет в большой вуз. Кто-то в маленький камерный, где каждому иностранцу уделяют больше внимания. Но масштаб показать нужно.
  • Перечень программ с визуальной коммуникацией — кем можно стать, сколько стоит, сразу в мозг следует подать красивую картинку. Это укрепляет убеждение в выборе. Это привлекает, это отвечает на вопрос, каким я хочу стать.
  • Про конкретику — да, вы видите, должны быть данные про уровень, стоимость, продолжительность образования. Базовый набор, ничего лишнего.
  • Дополнительные разделы, если есть шанс их хорошенько иллюстрировать: спорт, новые корпуса, спецпроекты, студенческая жизнь
  • Город. Мы рассказываем о своей стране, России, мы любим страну, мы зовем сюда, потому что здесь лучше, чем где бы то ни было.
  • Контакты, там QR-коды и все, что угодно. Нет проблем в прямой коммуникации, пожалуйста.

В конце стоит подчеркнуть, как было бы здорово, если бы спикеры отечественных вузов в какойто мере почувствовали себя рок-н-рольными музыкантами. Почему? Потому что молодежи это заходит. Это прекрасно, когда ты видишь горящие глаза того, кто говорит с тобой. И я искренне завидую людям, которые умеют держать аудиторию в напряжении там, где для них на самом деле выдают материал неразвлекательного характера.

Топ советов:
  1. Говорите по делу, но максимально просто. Помните, мы уже читали с вами про то, что жизнь сложная, и наша задача — разгрузить ее, дать ответы, а не задать новые вопросы.
  2. Ваши эмоции важны и нужны. Будьте дружелюбны и открыты.
  3. Излагайте последовательно.
  4. Излучайте уверенность, такую, чтобы хотелось стать вами немедленно сейчас.
  5. Будьте внешне привлекательны. Вы прекрасны, конечно, по умолчанию.
  6. Будьте готовы вступить в диалог.