Роль прокторинга в эпоху онлайн-поступления
В октябре 2021 года Центр экспорта образования стал исполнителем государственного контракта по организации и проведению дистанционных тестирований, проводимых в рамках отборочных мероприятий Россотрудничества для иностранных граждан в целях поступления в высшие учебные заведения России в 2022 году. Нам удалось полностью разобраться в том, что такое прокторинг, кто такой современный проктор, и для каких задач и целей нужна эта деятельность.
Для начала хотелось бы разъяснить сами термины:

  • Прокторинг — это деятельность, направленная на контроль и наблюдение за ходом каких-либо дистанционных экзаменов или испытаний.
  • Проктор — специалист, который следит за тем, чтобы эти экзамены проходили без нарушений, а экзаменуемый не пытался обмануть систему.
  • Прокторинговая система — это IT-решение, имеющее удобный интерфейс и функционал, позволяющее тестируемым проходить отборочные испытания, а прокторам следить за ходом тестов. Как правило, оно реализуется на web-платформах с помощью дополнительных расширений; в редких случаях бывает представлено отдельным программным обеспечением.

Реализация данного проекта осуществлена в декабре 2022 г. и предполагала обеспечение процедуры наблюдения и контроля за онлайн-тестированием в режиме прокторинга. Необходимо отметить, что за последний год востребованность данной услуги со стороны образовательных организаций возросла кратно по мере расширения использования онлайн-платформ для организации аттестационных мероприятий всех уровней. В свою очередь, выросла и продолжает расти востребованность специалистов, обладающих опытом участия в процедуре прокторинга. В связи с этим Центр экспорта образования создал на своей площадке центр волонтерской практики для студентов и преподавателей российских вузов с целью приобретения новых компетенций и навыков в области прокторинга.

Участники проекта получили уникальную возможность приобрести теоретический и практический опыт участия в аттестационных мероприятиях, который в дальнейшем смогут применять в рамках профессиональной деятельности. По окончании проекта все участники получили сертификат о прохождении обучения (для своих портфолио, о чем расскажу немного позже), поощрительные дипломы об участии в волонтерском движении и денежное вознаграждение.
Требования к кандидатам в прокторы, которые мы установили:
  • Действующий студент российского высшего учебного заведения
  • Возраст от 18 лет
  • Наличие высокоскоростного доступа в Интернет со стационарного компьютера или ноутбука
  • Наличие возможности участия в процедурах прокторинга в соответствии с утвержденным пер сональным расписанием За период реализации проекта Центром экспорта образования было отобрано, обучено и включено в работу 76 прокторов, а общее количество кандидатов, участвующих в сдаче тестов составило 21 650 человек.

Всего существует 3 вида прокторинга: синхронный, асинхронный, автоматический прокторинг. При реализации проекта мы использовали синхронный вариант, который обычно и используется на письменных экзаменах. В связке с искусственным интеллектом в режиме реального времени за пользователем наблюдает специально обученный человек — проктор. Он проводит идентификацию личности, контролирует соблюдение всех процедур и может комментировать действия участника отборочного испытания в специальном чате. Перед тем, как допустить учащегося к экзамену, проктор также должен убедиться, что у него нет каких-либо запрещенных материалов или устройств. Как показывает практика, это сразу же отсеивает большую часть «читеров» и дает понять студентам, что наблюдатели настроены серьезно. Университеты используют синхронный прокторинг при проведении важных итоговых экзаменов или вступительных тестов для иностранных абитуриентов. У компаний из других сфер, как правило, такой способ применяется для тестирования лиц, претендующих на высокую должность. Проктор может прервать экзамен, пометив его как недостоверный, если пользователь нарушает правила — например, списывает и не реагирует на замечания проктора в чате. Один специалист может одновременно сопровождать экзамен для 9 студентов.

Преимущества такого вида прокторинга: высокая точность — благодаря синхронизации работы ИИ и проктора можно выявлять скрытые нарушения в режиме реального времени. Это гарантиирует, что экзамен пройдет максимально прозрачно.

Также хочу отметить, что прокторингом, а также услугами проктора активно пользуются компании из разных сфер бизнеса. Банки занимаются подбором персонала с помощью такой системы, в предприятиях с производством через прокторинг проводят тестирование на ответственные должности и почти все проводят важные рабочие аттестации большого количества сотрудников онлайн. При поиске вакансий по ключевым словам нередко можно найти различного рода объявлений, приглашающих специалистов с опытом прокторинга на полную или частичную занятость. Важным критерием является наличие опыта выполнения таких работ, поэтому все прокторы Центра экспорта образования, получившие практику и подтверждающие сертификаты, могут всегда рассчитывать на дополнительный заработок к своей основной профессии.

Приглашаем все образовательные организации к сотрудничеству в сфере прокторинга, хорошей вам приемной кампании и контроля за ходом сдачи вступительных испытаний!
Никита Стрельчук — директор по академическим связям, Центр экспорта образования. Никита окончил обучение в одном из ведущих вузов России по направлению «Менеджмент» и специализируется в управлении проектами. Основной профессиональный интерес — предпринимательский подход в деятельности академических организаций.