Новые траектории развития международного маркетинга российского высшего образования обсудили в РСМД
Каким образом в современных условиях будет существовать и развиваться российское высшее образование, что необходимо перестроить в международном маркетинге, как будут выстраиваться отношения с зарубежными партнерами? Эти вопросы были вынесены на обсуждение во время круглого стола «Перспективы развития международного маркетинга российского высшего образования», состоявшемся 29 марта на площадке Российского совета по международным делам (РСМД).

В мероприятии были задействованы представители международных отделов множества отечественных университетов, включая СПбПУ, ЮУрГУ, КПФУ, ТПУ, РГГУ, ННГУ, МГТУ, ДГТУ, МИЭТ, МПГУ, САФУ, НИУ ВШЭ, КубГАУ, СибГУ, КемГИК и др., а также экспертов в области образования и науки.

В работе круглого стола участвовали:
  • Иван Тимофеев, программный директор Российского совета по международным делам (РСМД)
  • Елена Карпинская, заместитель программного директора Российского совета по международным делам (РСМД)
  • Вера Скоробогатова, ведущий научный сотрудник Института демографических исследований ФНИСЦ
  • Гульнара Краснова, главный научный сотрудник Центра компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ
  • Лариса Тарадина, директор по развитию международного образования и сотрудничества РАНХиГС при Президенте РФ
  • Дмитрий Нерсесян, генеральный директор Центра экспорта образования
  • Ольга Бакуменко, эксперт в области международного и цифрового маркетинга университетов
  • Виктория Панова, проректор по международным отношениям ДВФУ
  • Александр Бедный, проректор по международной деятельности ННГУ
  • Сергей Андрюшин, заместитель ректора по международной деятельности СПБГУ
  • Дмитрий Савкин, советник ректора Национального исследовательского ядерного университета МИФИ
  • Александр Хоффманн, начальник Отдела информационного обеспечения международной деятельности РАНХиГС при Президенте РФ
  • Наталья Сюлькова, заместитель проректора по международной деятельности РУДН
  • Вера Заботкина, советник при ректорате по международной деятельности РГГУ
  • Елена Пономаренко, заведующая кафедрой Политической экономии РУДН, директор российско-французского центра образования и консалтинга ИГСУ РАНХиГС
  • Виктория Беляева, начальник департамента (факультета) международных отношений Уральского гуманитарного института УрФУ
  • Анна Мезит, руководитель департамента международного сотрудничества СФУ

Текущие международные события, повлекшие за собой санкционные меры в отношении России, включая прекращение авиасообщения, закрытие воздушного пространства, ограничения на работу популярных зарубежных социальных сетей и сервисов, приостановку образовательными платформами Coursera, EduEx и британской рейтинговой компанией Quacquarelli Symonds (QS) работы с российскими вузами, «заморозку» со стороны ряда стран Запада сотрудничества с Россией в сфере образования и науки, оказывают негативное воздействие на возможности продвижения российского высшего образования на международные рынки.

В сложившихся условиях важно определить имеющиеся у российских университетов возможности по международному позиционированию, привлечению иностранных студентов на обучение, возможности выхода на новые образовательные рынки.

По итогам состоявшейся дискуссии были определены приоритетные направления международного сотрудничества, международный аспект российского образования, эффективные инструменты международного продвижения, а также принципы работы с иностранными абитуриентами, студентами и выпускниками.

Говоря о приоритетных направлениях международного сотрудничества, большинство участников дискуссии сходятся во мнении, что российским университетам не стоит резко обрывать международные связи с западными странами, так как в перспективе отношения могут наладиться и нельзя терять многолетний опыт работы с коллегами. Наука и образование станут с завершением кризиса первыми сферами, которые будут восстанавливаться и тянуть за собой все остальные каналы коммуникации.

Несмотря на отсутствие коммуникаций и конструктивного диалога с некоторыми западными коллегами, российские университеты, в основном расположенные в западной части России, стремятся к сохранению сотрудничества с европейскими университетами.

Помимо этого, успешно развивается сотрудничество с восточными странами, в том числе, с Китаем и лояльными к России странами Африки.

Участники круглого стола считают, что России необходимо выходить и осваивать новые образовательные рынки: территории Ближнего Востока, арабских и юговосточных стран. Безусловно, выделяются страны и территории, которые представляют для России особый интерес и в которых «нельзя сдавать позиции» — страны, расположенные на постсоветском пространстве, а также Сербия, Босния и Герцеговина, Турция, Иран, и в целом Центрально-азиатский регион.

Обсуждая международный аспект российского образования, эксперты пришли к мнению, что в настоящее время важно понимать, какие цели будет преследовать российское образование за границей, какие ценности будет транслировать для иностранных партнеров, коллег и студентов.

«Мягкая сила» или эффективное доминирование — это бизнес-процесс, подчиненный SMART-целям и задачам, которые, в свою очередь, опираются на заложенные в систему миссии и ценности. Получение образования за рубежом — высшая форма проявления успеха «мягкой силы», поскольку является результатом осознанной необходимости индивида и плодом успешной работы других элементов влияния — культуры, спорта, информационной политики, дипломатии и т. д.
Дмитрий Нерсесян, директор Центра экспорта образования

Спикеры рассмотрели зарубежный потенциал страны по развитию международного образования.

Россия занимает первое место в СНГ, Балтии, Грузии по количеству приезжающих оттуда студентов. По интегральному рейтингу эффективного доминирования в мире Россия находится на второй позиции, пропуская вперед себя только США.

При этом в ряде регионов Российская Федерация сильно отстает от других стран, занимая следующие позиции: в Африке — 4 место после Франции, США и Марокко, в Латинской Америке — 8, в Азии — 9 место.

Эксперты предлагают определенные меры по смягчению и предотвращению существующих угроз, с которыми в настоящее время сталкивается образовательная среда в стране:
  • ратифицировать в Российской Федерации Глобальную конвенцию 2019 г. о признании квалификаций в сфере высшего образования;
  • активизировать информационную кампанию, в том числе для разоблачения фейков;
  • разработать стратегию по решению логистических и финансовых проблем в образовательной среде;
  • внести предложения для нормативно-правовой базы для ее дальнейшей модификации (в частности, по вопросам признания дипломов);
  • сохранять продуктивные направления в области гуманитарного сотрудничества с другими странами.

Отдельно была отмечена рейтинговая проблема российских университетов. Как показывает многолетняя практика, рейтинги важны для абитуриентов при выборе вуза, поэтому работе с ними придается большое значение.

Спикеры рекомендовали пытаться создавать свои шкалы совместно с другими странами, а также найти альтернативу известным зарубежным рейтинговым системам, которые позволят не выпасть российскому высшему образованию из этой системы в целом. Например, рекомендована рейтинговая система «Три миссии университета».

Участники круглого стола обсудили возможности применения эффективных инструментов международного продвижения.

Одними из мощных инструментов являются сетевые университеты (университеты ШОС, СНГ, БРИКС), которые в настоящий момент остаются международными каналами связи с зарубежным сообществом и будут являться таковыми в долгосрочной перспективе.

Многие вузы, решая задачи просветительского, информационного и рекрутингового характера, начали открывать представительства на территории различных стран. Например, ДВФУ открыл представительства в 4-х странах: Вьетнам, КНР, Индия, Япония, а МИФИ открыл свой филиал в Казахстане. Таким образом, вузы имеют своих «агентов влияния» на данных территориях. В настоящее время представляется важным открытие большего количества представительств за рубежом для налаживания связей с иностранными студентами и их возможного дальнейшего рекрутинга.

Особое место в продвижении российского образования за рубежом отводится Россотрудничеству. Данный государственный институт способен взять на себя роль проводника и помочь вузам на международной арене.

Важную роль в продвижении российских вузов за рубежом эксперты отводят объединению. Многие спикеры считают, что совместный выход на зарубежную аудиторию сейчас будет являться одним из лучших решений. Российским вузам предлагают проводить совместные мероприятия не только с потенциальными абитуриентами, но и с зарубежными научными коллегами и партнерами: круглые столы, конференции, встречи, выставки. К тому же, считают эксперты, большое значение будут иметь очные мероприятия.

В ходе дискуссии были обозначены и такие эффективные инструменты, способствующие продвижению, как языковые центры или мобильные летние кампусы. Тем более, что успешный пример по созданию кампуса уже продемонстрировал РАНХиГС, который с 2013 года реализует проект на ежегодной основе. Кроме того, в вузах России ведутся работы по созданию университетских кампусов международного уровня. Одним из первых вузов, участвующих в данной программе, является ННГУ, в котором в настоящее время ведется работа по созданию IT-кампуса.

Среди множества других эффективных инструментов продвижения российским университетам предлагают обратить внимание на проведение международных олимпиад с участием зарубежных вузов‑партнеров, развитие программы двойных дипломов. Кроме того, эксперты рекомендуют цифровые инструменты позиционирования и продвижения российских университетов: в первую очередь, это сайты вузов, а также общую площадку для рекламы вузов за рубежом.

В условиях блокировки популярных соцсетей важно заново спроектировать цифровой путь иностранных ЦА. В распоряжении российских вузов по-прежнему остаются различные образовательные порталы, выставки, блоги, мессенджеры, e‑mail рассылки. С марта 2022 г. наблюдается цифровая миграция аккаунтов вузов в соцсети русского происхождения — Telegram, Вконтакте, Одноклассники. Одной из основных проблем подобного перехода является потеря англоязычной аудитории, которая не использует эти соцсети. На создание и развитие аккаунтов в новых соцсетях потребуется некоторое время, однако это заслуживает отдельного внимания.

Спикеры высказали уверенность в том, что публикации сотрудников, ученых и исследователей на зарубежных научных порталах являются заслуживающим внимания методом научного продвижения российских университетов. Эксперты считают, что категорически нельзя замыкаться внутри страны, а необходимо сохранить конкурентную составляющую, чтобы качество российской науки не только оставалось на прежнем уровне, но и постоянно развивалось. Для этих целей стоит использовать такие ресурсы, которые остаются открытыми для России, например, ResearchGate, Mendeley, Academia.Edu и другие социальные сети.

В ходе дискуссии спикеры уделили большое внимание принципам работы с иностранными абитуриентами, студентами и выпускниками. Участники круглого стола привели ряд примеров успешной работы в данном направлении, которые могут быть взяты на вооружение.

Речь идет о службах адаптации и поддержки студентов, открытии горячих линий для иностранных студентов, ситуационных центров помощи иностранным студентам. Подобные меры, считают эксперты, помогут в сложившихся условиях решать возникающие сложности у студентов.

Помимо этого, в ходе дискуссии было высказано мнение о том, что для укрепления взаимодействия со студентами, необходимо уделять внимание формированию чувства вовлеченности не только в учебный процесс, но и во вне учебную жизнь. Студентов стоит привлекать к участию в различных объединяющих комъюнити, кружках и клубах, волонтерских программах, работать с землячеством; необходимо разнообразить мультикультурную среду университета.

Большинство спикеров уделили внимание проблеме взаимодействия со студентами после выпуска. В России нет единой стратегии взаимодействия с российскими и иностранными выпускниками вузов. Не проработан вопрос трудоустройства, прохождения практик и т. д.

Важно не только работать с выпускниками в рамках одного вуза, но и создавать общие связи с иностранными выпускниками других университетов страны. Эксперты предлагают привлекать их к помощи в рамках работы вуза с текущими студентами и партнерами.

Подводя итоги работы круглого стола, большинство спикеров пришли к выводу, что самым важным на настоящий момент является сохранение позиций российского высшего образования в мире. Важно не замыкаться внутри страны, а напротив, сохранять и укреплять контакты с теми партнерами, которые желают продолжать сотрудничество с Россией, и делать упор не на количестве, а на качестве партнеров. Необходимо наметить и развивать новые траектории международного маркетинга российского высшего образования.

Несмотря на многие существующие на сегодняшний день преграды и риски, можно найти много позитивных моментов, поскольку те обстоятельства, с которыми столкнулось российское высшее образование, открывают множество возможностей для развития внутреннего потенциала. Важно осознавать, что сейчас в условиях освобождения пространства создается благоприятный момент для собственного развития и роста.