Перед МГТУ имени Баумана поставлена цель невероятного масштаба — в ближайшее десятилетие осуществить трансформацию Университета в передовое учебное заведение, способное конкурировать с лучшими технологическими вузами мира
Краткое описание
МГТУ им. Н. Э. Баумана одно из старейших высших технических учебных заведений России. Оно входит в тройку ведущих университетов России и занимает лидирующие места в российских рейтингах технических вузов. Ключевой особенностью обучения является сочетание теоретических и практических знаний, которое университет реализует с момента основания в 1830 году.
13 факультетов
22 научно-образовательных центров
20 учебных корпусов
95 направлений образовательных программ
27 000 студентов
1 500 иностранных студентов
4 000 преподавателей
3 филиала (г. Мытищи, г. Калуга. г. Дмитров)

Об университете
МГТУ им. Н. Э. Баумана — научно-образовательный комплекс, реализующий интеграцию образования и науки с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять на самом высоком уровне разработки в сфере новейшей техники, высоких технологий, наукоемких производств, владеющих знаниями в области экономики, менеджмента, предпринимательства, гражданского права, иностранных языков.
Территория МГТУ им. Н. Э. Баумана располагается вдоль реки Яузы старейшем историческом районе Москвы — Лефортово. Инфраструктура университета очень развита и включает в себя: 20 учебных корпусов, колледж, 13 общежитий (некоторые из которых в шаговой доступности), спортивный комплекс (более 50 секций), дворец культуры, поликлинику, производственные площади и научные базы.

Неотъемлемая часть жизни Университета — это социальная и общественная активность студентов. Ежегодно в стенах вуза проходят мероприятия, организованные различными студенческими объединениями — от клуба молодых ученых и любителей философии до сборной команды КВН и танцевальных коллективов.

Сегодня Национальный исследовательский университет МГТУ им. Н. Э. Баумана по праву считается одним из лучших вузов России, входит в тройку университетов, выпускники которых наиболее востребованы на рынке труда. Больше половины студентов начинают работать уже на старших курсах. Студенты активно вовлекаются в научно-исследовательскую работу. Выпускники успешно устраиваются в крупнейшие корпорации (такие как «Росатом», «Ростех», «Роскосмос», «Газпром», «Транснефть», Mail.ru, Group IB и др.)
Дмитрий Вадимович, давайте поговорим с Вами об университете. В 2022 году МГТУ будет праздновать уже 192ю годовщину. В 19 веке это было ремесленное учебное заведение, а сегодня — флагман технического образования. Это один из старейших вузов в стране. МГТУ им. Н. Э. Баумана — ведущий технический университет не только в России, у него очень высокий рейтинг среди вузов не только в нашей стране, но и в мире. Как удается «Бауманке» удерживать такие позиции на протяжении почти двух столетий?

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана основан в 1830 году. Обучение в МГТУ им. Н. Э. Баумана ведется на 18 факультетах (105 кафедрах) и в техникуме в г. Москве, а также в филиалах г. Калуга и г. Мытищи. Выпускники и профессора МГТУ много сделали для развития мировой инженерной науки. Всему миру известны гражданские и военные самолеты А. Н. Туполева и П. О. Сухого. Н. А. Доллежаль создал первую в мире атомную электростанцию, С. А. Лебедев создал первый в Европе (и СССР) компьютер, С. П. Королев руководил программами разработки первого в мире спутника Земли, первого космического полета Ю. А. Гагарина, заложил основы программ создания первой космической орбитальной станции, полетов на Луну и Марс. За всю общемировую историю космонавтами, совершивших орбитальный космический полёт, стали 564 человека, 12 из которых являются выпускниками МГТУ.

В 2009 году МГТУ им. Н. Э. Баумана присвоена категория «Национальный исследовательский университет», а в 2010 году университет стал соучредителем и партнёром инновационного центра «Сколково».

С 2010 по 2020 год университет интенсивно нарастил потенциал, многократно увеличил показатели эффективности и укрепил свою международную репутацию. МГТУ им. Н. Э. Баумана успешно выполнил программу развития национального исследовательского университета и сумел подняться в рейтинге OS World University Rankings (далее OS) с 379‑го места в 2010 г. до 281‑го места в 2020 году. В предметном рейтинге OS университет занимает 174‑е место в мире в инженерном деле, 123‑е в машиностроении и аэрокосмическом машиностроении. МГТУ им. Н. Э. Баумана традиционно занимает первую позицию в рейтинге OS WUR среди российских технических университетов в категории востребованности выпускников у работодателей.

Миссия университета сформулирована, опираясь на 190‑летнюю историю университета: «Осознавая свою историческую роль в создании и развитии русской инженерной школы и воздавая дань таланту и мастерству преподавателей, упорству студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана видит свою миссию в формировании инженерной элиты, готовой служить Отечеству, опираясь на волю, труд, целеустремленность и товарищество, профессиональную культуру, творчество и ответственность».

Прежде всего, понятно, что инженерное образование — чрезвычайно востребовано во всем мире, востребовано в стране, и это видно по конкурсам в технические вузы и эта динамика с каждым годом видна все сильнее. Очень важно здесь не потерять свою идентичность, конкурентное преимущество. Долгие годы ходил миф, что советская школа лучшая в мире, поскольку дает широкое образование, а западная нацелена на узкоспециализированные направления. Однако, новая техника в одиночку не создается, именно поэтому теорию можно в одиночку написать, а сложное инженерное устройство без предыдущего опыта не создать. У нас в университете считается, что образование — это такая триада: обучение, воспитание и подготовка. Обучение — это знания. Воспитание — это ценности: ориентация на результат, групповая работа, взаимопомощь, патриотизм — верность и своей стране, и своей специальности. Подготовка — готовность к разного рода ситуациям, с которыми выпускники могут сталкиваться, начав работать. Они должны понимать, как функционирует организация, какие там взаимоотношения, как они выстроены. Результаты обучения быстрее всего забываются. Поэтому и говорят, что в наше время знания невозможно получить один раз и на всю жизнь. Воспитание зашивается, как код, в начале жизни, и остается навсегда. Подготовка необходима для того, чтобы молодой специалист мог сразу включиться в работу, не тратил время на старте своей карьеры. Сохранять лидерские позиции во всех трех аспектах возможно только при условии постоянного развития. Так в 2021 году МГТУ им. Н. Э. Баумана победил в программе академического лидерства университетов «Приоритет‑2030», заняв в нем 1‑е место и войдя, таким образом, в ряд сильнейших университетов России. Перед университетом снова (как это не раз бывало в истории нашего вуза) поставлена цель невероятного масштаба — в ближайшее десятилетие осуществить трансформацию Университета в передовое учебное заведение, способное конкурировать с лучшими технологическими вузами мира. В принципе, мы и так неплохи сегодня, но следует выявить и реализовать лучшие практики и образцы организации науки и образования, сделать МГТУ более открытым, найти и применить технологии роста молодежного творчества в рамках не только узкопрофессиональных сфер, но и креативных индустрий, к которым относят художественное творчество, дизайн, архитектуру и т. п. Все это работает на образ инженера будущего. Не столько объем знаний, растущих экспоненциально, сколько овладение методом, интеллектуальная раскрепощенность, способность открывать в себе лучшие стороны и таланты — вот основные черты представителей нового инженерного корпуса. В этом — гарантия того, что на любом месте наш выпускник будет успешным человеком.
В «Бауманке» обучается много иностранных студентов. В связи с этим хотелось бы подробнее узнать о том, какие международные программы сегодня у вас реализуются, на каких языках ведется обучение? С чего все начиналось?

Первые иностранные студенты, несмотря на близкое отношение нашего вуза к военно-промышленному комплексу страны, начали появляться в 60–е годы предыдущего века. Это были студенты из Китайской народной республики. После выпуска они возглавили ключевые должности в своей стране. Но динамики роста числа иностранных студентов не прослеживалось вплоть до момента распада СССР. Только с 1991 года университет начал активно вести деятельность в рамках экспорта образования и принимать иностранных обучающихся массово. В настоящее время в университете на всех уровнях обучения от среднего специального образования до повышения квалификации обучается около 1500 иностранных студентов из более 80 стран. После завершения обучения часть наших выпускников возвращаются к себе на Родину, но существенная часть из них принимают решение остаться в России или продолжить обучение, или устроиться на работу в других странах. За судьбой наших выпускников мы активно следим и гордимся их успехами в карьере. В мировом пространстве МГТУ им. Н. Э. Баумана ведет активную работу по развитию партнерской сети организаций — на сегодняшний день университет сотрудничает со 157 вузами из 46 стран. Основное сотрудничество ведется в рамках академических программ — программ двойных дипломов, а также сетевые программы.
В МГТУ действует программа 2х дипломов. Расскажите, пожалуйста, какие это направления?
Сейчас в университете насчитывается более 15 программ двойных дипломов, но они не являются «зеркальными» — одни программы реализованы для студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана, желающих обучаться одновременно в вузе партнере, другие — имеют направленность на привлечение студентов из других вузов. Такие программы, на мой взгляд, являются высшей формой академического взаимодействия, т. к. требуют синхронизации учебных планов вузов из разных образовательных систем, в которых свои стандарты, правила и законодательные нормы. Нашими партнерами в рамках программ двойных дипломов являются известные вузы как в стране расположения, так и в мире: Австрия — Университет прикладных наук Верхней Австрии, Англия — Университет де Монфорт, Германия — Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена, Германия — Высшая школа г. Миттвайды, Италия — Университет Генуи, КНР — Харбинский политехнический университет, КНР — Пекинский Политехнический Институт, Португалия — Высший технический институт Лиссабона, Финляндия — Лааперантский технологический университет, Франция — Высшая центральная школа г. Париж.
Известно, что в университете сегодня осуществляется обучение более, чем по 70 специальностям. Среди них как традиционные инженерные, так и множество новых, современных технических направлений, ведь МГТУ идет в ногу со временем. Какие это специальности и чем продиктован их выбор?
Последние 5 лет среди самыми популярными специальностями становятся образовательные программы, связанные с робототехникой и информатикой. Конкурс на эти специальности от 10 человек на 1 место и выше, причем как на бюджетную, так и на платную основу обучения. В 2021 году число абитуриентов превысило 20 тысяч человек (для сравнения — год назад их было 17 тысяч), которые подали почти 60 тысяч заявлений на поступление.
Дмитрий Вадимович, не могу не задать вопросы о том, как повлияла пандемия на образовательный процесс в университете? Она повлияла на все жизненные процессы, политические процессы, безусловно, коснулась и образования. Я понимаю, что, как и всем остальным вузам по всему миру, вам приходилось быстро перестраиваться, налаживать дистанционный процесс обучения. Какие возникали сложности и как вы их решали? Чему научили эти два непростых года и преподавателей, и студентов? С каким багажом вы идете в 2022 год?
Сложившаяся ситуация из-за пандемии, безусловно, оказала влияние на все сферы жизни университета. Главное — была проделана огромная работа по созданию цифровой копии вуза. Так, появились инструменты по оказанию любых услуг для студентов, как образовательных, так и организационных. Однако, с точки зрения качества обучения, дистанционные технологии не смогли на все 100% заменить очное общение преподавателя и студента. Я и мои коллеги глубоко убеждены, что наукоемкие инженерные специальности еще долго нельзя будет перевести исключительно в дистанционный формат преподавания.
В свою очередь, полученная «благодаря» пандемийному периоду инфраструктура, расширила возможности по коммуникации со студентами — можно сказать, что университет стал ближе к своим воспитанникам. Теперь студент, пользуясь мессенджерами, может получить консультацию по любому интересующему вопросу
Какие Вы видите, в связи с текущей ситуацией, проблемы и вместе с тем, перспективы для МГТУ? Как вы полагаете, станет ли университет в 2022 году более открытым или, наоборот, требования станут еще жестче. Особенно интересно узнать, каким станет наступивший год для иностранных студентов в России вообще, и в МГТУ им. Н. Э. Баумана, в частности? Какой вы можете дать прогноз для международного образования на этот год?

Сложно строить какие-то прогнозы на 2022 год, потому что сейчас мы все опять проходим очередную волну возрастающего количества заболеваний. Родители будущих студентов также опасаются за своих детей, направляя учиться заграницу, поэтому в нашем университете создаются все условия для нераспространения новых форм коронавируса COVID–19.
В свою очередь, в том числе и в рамках проекта «Приоритет‑2030», в университете уже начата работа по созданию новых образовательных услуг, которые включают в себя как дуальное образование (очно–дистанционное), так и с новым подходом в образовательных траекториях — переход к модульному образованию против традиционного посеместрового формата.
Например, с 1 сентября 2022 года начнет свою работу программа магистратуры на английском языке: «Физико-химические технологии защиты окружающей среды» (Master in Technologies for Environment Protection). Данная магистерская программа отражает специфику научной деятельности кафедры и основывается на существующей материально-технической базе. Она является сочетанием таких научно-практических направлений, реализуемых на кафедре, как защита водной и воздушной среды, а также глубокая переработка отходов объектов экономики.
Кроме этой программы будут открыты еще 6 образовательных программ, анонсы которых будут опубликованы на сайте университета в апреле в рамках дня открытых дверей, который проходит традиционно в день космонавтики (12 апреля).

Беседовала Александра Чигодаева, редактор-корректор журнала ЕЕМ.
Дробышев Дмитрий Вадимович,
начальник Управления международного научно-образовательного сотрудничества МГТУ им. Н.Э. Баумана, одного из лучших высших учебных заведений России. Окончил факультет «Энергомашиностроение» МГТУ им. Н.Э. Баумана. С 2012 года по н.в. осуществляет руководство программами международного сотрудничества, в рамках которых организуется: профессиональное обучение и повышение квалификации кадров; координация международной деятельности кафедр и факультетов МГТУ им. Н.Э. Баумана по научным направлениям в рамках межвузовского сотрудничества и международных проектов; механизмы приема и адаптации в университете иностранных студентов.