Медицина, искусство и нефтегаз — самые востребованные курдами направления образования в российских вузах
Интервью с исполняющим обязанности Представителя Региона Курдистан — Ирак в Российской Федерации, руководителем Фонда поддержки и развития русско-курдских культурных и общественных связей Мустафой Данаром.

— Расскажите, пожалуйста, о том, какие взаимоотношения связывают Курдистан и Россию? Как они выстраиваются? Можете ли Вы охарактеризовать динамику развития этих взаимоотношений? Какова степень влияния политических отношений на развитие сотрудничества между нашими странами, в том числе, в области образования?

— Российско-курдские отношения уходят корнями в глубь истории ещё Российской Империи, востоковеды которой внесли огромный вклад в науку о культуре, литературе и языке курдского народа. Ярким примером служит первое издание русско-курдского словаря в 1856 году, что говорило о глубоком анализе и неподдельном интересе со стороны российских ученых к аутентичной курдской культуре.
На протяжении XX века история русского и курдского народов проходит красной нитью, всегда имела место взаимопомощь. На нынешнем этапе стоит выделить особое усиление сотрудничества на фоне борьбы с терроризмом на Ближнем Востоке, обусловленная взаимодействием и общими целями двух народов.
Россия была первой страной, которая после войны в Ираке открыла Генеральное консульство в Курдистане. Также с 2014 года открылось Представительство Региона Курдистан — Ирак в России.
На современном этапе российские ученые-востоковеды продолжают исследовать курдскую историю и литературу. Существенным вкладом в литературу за последнее десятилетие по праву можно назвать два произведения: «Земля легенд. Курдская земля глазами российских исследователей» и «Курды. Легенда Востока».
Если говорить об экономике, то здесь также наблюдается активное сотрудничество: к примеру, российские энергетические компании «Роснефть» и «Газпром» осуществляют свою деятельность в Курдистане. В сфере торговли продолжается сотрудничество с 2019 года. Делегации из Торгово‑промышленной палаты Региона Курдистан (Эрбиль, Сулеймания, Духок и Халабджа) прибыли в Москву, подписав соглашение с Московской торгово‑промышленной палатой. В планах был ответный акт, но реализовать план помешала пандемия.

— Каким образом складываются межгосударственные отношения в сфере образования?

— Курды, особенно уроженцы Региона Курдистан — Ирак, при СССР в 1960‑х годах учились на территории СССР, и последний выделил для курдов бюджетные места, что помогало курдам получить очень хорошее высшее образование. Многие выпускники преподают в высших учебных заведениях Иракского Курдистана. Среди них много докторов наук, политиков. Так, первый министр образования был выпускником российского ВУЗа.
На современном этапе Россия отдельно от Ирака дает 35 бюджетных мест для потенциальных студентов Региона Курдистан — Ирак. За последние 10 лет выпустилось более 400 студентов.

— Какие образовательные программы в российских вузах на сегодняшний день наиболее привлекательны для курдских студентов, и чем это обусловлено?

— Самыми востребованными я могу назвать медицину, в частности, офтальмологию, русскую филологию, нефтегазовое дело. Также преимущество, безусловно, имеет образование в сфере искусства, особенно театра и музыки.

— Сложно ли курдским студентам адаптироваться к условиям проживания и обучения в России? С какими сложностями сегодня сталкиваются курдские студенты в России? Каким образом сказывается различие менталитетов?

— Студенты из любых стран всегда сталкиваются с различного рода сложностями, связанными с культурой, языком. Последний играет важную роль, поскольку незнание языка ведет к большим проблемам, даже для русского человека. Например, если не владеть языком на достойном уровне, есть вероятность преступить закон, недостаточно ознакомившись с ним или не поняв его.
Возникает сложность при получении определенной специальности, так как Министерством образования Российской Федерации выделяется определенное количество бюджетных мест на узкую специализацию, и поменять ее не представляется возможным. Думаю, что введение более гибкой системы в сегменте образования облегчит адаптацию к новым условиям и обучение курдистанскими студентами.

— Оказывает ли поддержку своим соотечественникам за рубежом курдская диаспора? Как Вы считаете, какие меры нужно предпринимать российским вузам для создания наиболее оптимальных и благоприятных условий для привлечения новых студентов и, в том числе, для их проживания в России?

— Курдская диаспора ни много ни мало оказывает поддержку. Что касается второго вопроса, то в условиях пандемии приемлемым вариантом будет проведение онлайн-конференций. Для устранения непонимания каких-то аспектов культуры и налаживания более тесного контакта с российскими студентами оптимальным вариантом является привлечение курдских студентов к организации подобных мероприятий и приглашение их в студенческие и молодежные лагеря в России. Это поможет им адаптироваться и ознакомиться с новой культурой.

— Возвращаются ли на Родину студенты после окончания университета в России, или предпочитают строить карьеру в России?

— Более 90% студентов возвращаются на Родину, но есть случаи, когда человек решает остаться, создать семью и построить карьеру в России.

— Существуют ли программы обмена студентами и трудоустройства выпускников?

— К сожалению, нет. Но при моей поддержке в 2014 году в Курдистане было принято 3 студента из МГУ.
В 2019 году было направлено 6 студентов из Московского государственного лингвистического университета им. М. Тореза. Из них 3 студента изучали курдский язык, а 3 — арабский. Они проходили практику в Курдистане в течение 3‑х месяцев. При этом стипендией и общежитием были обеспечены.
Следует отметить, что после новогодних праздников, в 2020 году, в планах было отправить 5 студентов в Курдистан, но из-за неблагоприятной ситуации пришлось отложить поездку на неопределенный срок. Затем на планы повлияла пандемия, проект пришлось заморозить.
Мустафа Данар
И. О. Представителя Региона Курдистан — Ирак в Российской Федерации и Руководитель Фонда поддержки и развития русско-курдских культурных и общественных связей. Родился в Регионе Курдистан — Ирак в 1984 году. Окончил бакалавриат (факультет гуманитарных и социальных наук), магистратуру и аспирантуру по направлению политического анализа и управления (очная форма) в Российском университете дружбы народов. Стажировался на кафедре политического анализа и управления факультета гуманитарных и социальных наук РУДН в 2018–2019 гг. За все время обучения зарекомендовал себя как ответственный и целеустремленный студент, на протяжении всего процесса учебы принимал активное участие в политических и научных мероприятиях, обладает несколькими дипломами и сертификатами. Является автором множества опубликованных статей в различных научных периодических изданиях. С 2018 г. по настоящее время занимает должность И. О. Представителя Региона Курдистан — Ирак в Российской Федерации, а с 2019 г. занимает позицию руководителя Фонда поддержки и развития русско-курдских культурных и общественных связей (г. Москва).
— Признано ли российское образование в Курдистане, могут ли студенты без нострификации на территории Курдистана применять российское образование в дальнейшем? Какие существуют проблемы в этой области и что, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы эти проблемы решить?

— Да, естественно. Мы опираемся на международный рейтинг ВУЗов. Также у Министерства высшего образования и научных исследований Региона Курдистан есть список ВУЗов, которые рекомендуют студенты из регионов Курдистана.

— Какие специалисты сегодня наиболее востребованы в Курдистане? Каким образом можно эту потребность компенсировать? На что нужно обратить внимание российскому образовательному сообществу, чтобы готовить востребованных специалистов из числа курдских студентов?

— Наиболее востребованные профессии я уже назвал выше. Прежде всего я порекомендовал бы открыть кафедру русского языка в Курдистане и короткие курсы для желающих знать русский язык и абитуриентов, нацеленных на получение российского образования.

— Нужны ли какие-то специальные программы, которые смогли бы закрыть существующую потребность в специалистах на территории Курдистана?

— На мой взгляд, программа нужна. Однако я в этом направлении неспециалист и мне было интересно получить предложения от вас. Подобные программы я предлагаю разрабатывать, согласовывая с Министерством высшего образования и научных исследований Региона Курдистан. Мы как представительство готовы посодействовать реализации программ.

— Давайте поговорим о том, какими интересами сегодня живут современные курдские студенты? Что их привлекает в России, и как они знакомятся с культурными особенностями нашей страны? Как ребята взаимодействуют с российскими студентами? Может быть, у курдских студентов есть особые потребности в плане бытовых условий, и каким образом российские университеты могут их удовлетворить?

— Россия как великая держава с великой цивилизацией и культурой привлекает студентов Региона Курдистан.
Курдские студенты изголодались по демократии и свободе, было бы правильно разрешить им участвовать в мероприятиях в ВУЗах, выступать под своим флагом и представлять культуру курдов Региона Курдистан — Ирак. Также обеспечить им благоприятные условия проживания в общежитиях и обучения.