Приемная кампания — 2021: от трудностей к новым возможностям
По данным Universitiesand Colleges Admissions Service (британская Служба приема в университеты и колледжи), количество зачисленных студентов из стран Европейского союза рухнуло на немыслимые 59% по сравнению с прошлым годом. Самое большое снижение числа студентов из ЕС наблюдается в вузах Шотландии — рекордные 64%.

После уже ставшей легендарной приемной кампании‑2020 казалось, что все последующие будут не такими занимательными. Но международному образованию всегда есть, чем нас удивить, поэтому и в 2021 году скучать не пришлось.

Особый интерес в этом году представляла приемная кампания в Великобритании. Новая реформа, связанная с выставлением оценок за государственный экзамен A‑levels потрепала нервы выпускникам и их родителям: оценки выставлялись учителями по результатам работы учащегося в учебном году, поэтому огромное количество выпускников получили либо A, либо A* (высший балл), а вместе с высокими оценками обрели шанс поступить в престижные учебные заведения. Конкурс в топовых вузах достиг небывалого прежде масштаба, а количество поступающих в менее престижные университеты снизилось: абитуриенты не захотели «тратить» свои высокие оценки на поступление в не авторитетные вузы.

В связи с огромной конкуренцией многим студентам пришлось отложить поступление на год, чтобы уже в 2022 году попробовать поступить в желаемый университет еще раз. Наверняка в числе тех, кто решил отложить начало учебы в университете до осени следующего года, есть и те, кто надеется на окончание пандемии к этому периоду, что бы получить полноценный студенческий опыт и не беспокоиться о том, что часть учебного процесса и интересные мероприятия будут проходить в онлайн-режиме.

Стоит также отметить, что большое влияние на приемную кампанию в Великобритании оказал еще и Брексит: согласно новым правилам, студенты из стран ЕС лишились льгот на оплату обучения и доступа к студенческим кредитам. C этого года стоимость британского высшего образования для европейских студентов увеличилась почти втрое, в связи с чем количество заявлений в британские вузы от студентов из Центральной и Восточной Европы уменьшилось почти на 3/4 по сравнению с предыдущим годом. По данным Universitiesand Colleges Admissions Service (британская Служба приема в университеты и колледжи), количество зачисленных студентов из стран Европейского союза рухнуло на немыслимые 59% по сравнению с прошлым годом. Самое большое снижение числа студентов из ЕС наблюдается в вузах Шотландии — рекордные 64%.

Однако не все так мрачно: несмотря на значительное снижение количества абитуриентов из ЕС возросло число поступающих из стран, не входящих в Европейский союз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, в британских университетах в этом году гораздо больше первокурсников из Китая: количество зачисленных из Поднебесной почти равно количеству всех зачисленных из стран ЕС.

В этом году невозможно было не обратить внимание также и на приемную кампанию в Нидерландах, где почти все университеты отказались от активного набора иностранных студентов. Это необычное решение, учитывая, что получить высшее образование именно в Нидерландах желают многие иностранные абитуриенты, количество которых, по статистике Ассоциации голландских университетов, в последние несколько лет увеличивается на 15%. Руководство университетов посчитало, что увеличенная нагрузка на преподавателей и переполненные аудитории плохо скажутся на качестве образования. Основной же причиной такого сокращения набора называют нехватку мест в общежитиях. Эта проблема возникла еще в прошлом году, когда около 22 000 человек не смогли найти жилье на период своего обучения, в связи с чем многие из них были вынуждены проживать в палаточных лагерях и центрах для беженцев.

Это не значит, однако, что университеты Нидерландов сходят со сцены международного рекрутинга: во‑первых, министерство образования страны уже заявило, что к 2024 году будет создано 18 000 дополнительных мест проживания для студентов. Во‑вторых, сами университеты уже сейчас предпринимают меры для решения проблемы: многие вузы договариваются с местными арендодателями и региональными представителями власти о дополнительных местах проживания для студентов. Некоторые университеты также рассматривают возможность переделать ряд учебных корпусов под временные общежития для иностранных обучающихся.

С уверенностью можно сказать, что амбиции студентов и их желание учиться за рубежом сильнее, чем препятствия, с которыми они сталкиваются: это подтверждается статистическими данными Европейской ассоциации международного образования (EAIE), представленными в «Обзорном отчете о приемных кампаниях в мире: осень 2021 года», которые демонстрируют стабильный интерес к образованию за границей и даже его увеличение среди иностранных абитуриентов. Отдельной похвалы, конечно же, достойны университеты и их международные отделы, которые в этот непростой период показали высокие результаты. Мы можем лишь догадываться, как именно новые тенденции приемной кампании‑2021 повлияют на развитие высшего образования в дальнейшем, но уже с нетерпением ждем приемной кампании следующего года, чтобы сравнить результаты.

Авторы статьи
Лариса Тарадина, Директор по развитию международного образования и сотрудничества РАНХиГС
Анастасия Аипова, специалист Управления международного развития РАНХиГС
Андрей Ивашкевич, ведущий специалист Управления международного развития РАНХиГС
Анастасия Шлентова, ведущий специалист Управления международного развития РАНХиГС
Лариса Дмитриевна Тарадина — директор по развитию международного образования и сотрудничества Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Работает в сфере международного образования более 15 лет, в том числе в Высшей Школе Экономики и Проекте повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов (Проект 5–100). Автор программ повышения квалификации для сотрудников международных офисов, реализованных в рамках Проекта 5–100. Ведет исследования в области интернационализации высшего образования и является шеф-редактором telegram-канала @eduviewrus, посвященного актуальным вопросам международного образования.