Зачисление иностранных студентов в 2021 году: круглосуточный набор студентов в рамках онлайн-мероприятий
Немногие университеты считают 2020 год успешным для реализации своих международных программ. Говоря о положительных сторонах прошедшего года, стоит упомянуть, что многие организации настолько фундаментально подошли к улучшениям, что новая практика набора студентов положительно скажется на эффективности всех процессов и после окончания пандемии.

Новая конкурентная среда
Поскольку распространение вакцин в настоящее время ускорилось в целом ряде стран, восстановление мировой̆ экономики может оказаться не таким уж далеким. Более четкие прогнозы на следующий̆ год предполагают восстановление международных поездок и студенческой̆ мобильности. Однако есть признаки того, что студенты, возможно, не будут путешествовать по тем же направлениям, что и до пандемии.

Тысячи опрошенных студентов заявили о своем желании сменить изначально выбранную страну чтобы получить очное образование, а не в онлайн-формате. Безопасность, которая много лет была предметом озабоченности студентов и их родителей̆, стала еще большим фактором беспокойства. Семьи студентов провели год, оценивая, какие регионы были наиболее благоприятны для получения образования и какие из них лучше всего справились с пандемией̆. У студентов было время рассмотреть альтернативные направления и учебные заведения и даже подумать о повышении ученой степени или смены вида диплома. Их финансовое положение могло измениться во время пандемии, и факторы, которые раньше оказывали наибольшее влияние на их решения, теперь стали не такими значимыми. Например, близость к дому могла стать более важной.

Все это не осталось незамеченным для сотрудников отделов маркетингова и приемных комиссий ведущих учебных заведений. Как сказал Дэвид Ди Мария, заместитель проректора по международному образованию в Университете штата Мэриленд-Округ Балтимор, «Хроника высшего образования»: «Методы, приносившие нам пользу в прошлом, не обязательно помогут нам в будущем.» Действительно, опрос Института междуна- родного образования, проведенный летом, показал, что 84% американских колледжей разработали новые стратегии набора международных студентов с учетом кризиса вызванного короновирусной инфекцией.

Виртуальные мероприятия
В этом году виртуальные выставки по набору студентов стали спасательным кругом для многих учебных заведений. Эти ярмарки, возможно, лишены элемента личного общения с будущими студентами на местном рынке, но их неоспоримое достоинство состоит в том, что они более доступны по цене и могут принять неограниченное количество студентов. Это ключевое преимущество для учреждений, у которых недостаточно персонала и бюджетов для продвижения по сравнению с крупными организациями, что позволяет им конкурировать в более равных условиях.

Кроме того, принять участие в виртуальных мероприятиях могут студенты из разных стран, что увеличивает возможности университета набирать студентов из более широкого регионального сегмента. Это уникальная возможность, поскольку в этом году стало совершенно ясно, что диверсификация рынков еще никогда не была столь важна, учитывая, что китайский рынок, в частности, стал менее надежным источником роста числа студентов. Если принять во внимание растущую напряженность между Китаем и США, а также Китаем и Австралией, становится очевидно, что американские и австралийские университеты в 2020 году столкнулись с новыми вызовами.

Тем не менее, прежде чем виртуальную рекрутинговую выставку сможет посетить неограниченное количество участников, она должна быть в состоянии привлечь критическую массу студентов. Это, с большой вероятностью, будет сложнее для университетов и колледжей, которые не имеют устоявшихся позиций на целевых рынках. Чтобы заинтересовать максимально большое количество абитуриентов, некоторые университеты объединяют свои усилия. Например, Техасский университет в Сан-Антонио и ряд других колледжей Техасского консорциума провели в октябре виртуальную ярмарку, ориентированную на обучение в своем штате, в которой приняли участие студенты из целого ряда стран. Аналогичным образом, на октябрьской ярмарке educanada для студентов из англоязычных стран Африки студенты познакомились с сотрудниками отдела маркетинга и приемной комиссии десятков канадских учебных заведений. Участие в таких мероприятиях было все чаще связано с виртуальными экскурсиями по кампусам.

Круглосуточный набор студентов
Как и представители других направлений бизнеса, сотрудники сферы международного образования знают, что важная часть любой стратегии выживания в условиях пандемии заключается в том, чтобы работать усерднее, чем когда-либо прежде. Это может означать, что придется не спать по ночам, чтобы «попасть» в часовые пояса в целевых странах, вводить функцию чата на веб-сайтах, предлагать бесплатные услуги или продукты потенциальным клиентам (например, бесплатный онлайн-урок или даже вводную программу) чтобы быстро ухватиться за любую возможность.

Но на более глубоком уровне — на том, который окупится и после пандемии COVID-19 — основной стратегией является инвестирование в сбор данных и системное управление ими. Необходимо ежедневно просматривать веб-аналитику, чтобы узнать, откуда и на какие программы появляется спрос. Эвелин Левинсон, директор международной приемной комиссии Американского Университета в Вашингтоне, рассказала газете The Chronicle, что, если она видит, что студенты из определенного региона регулярно посещают сайт университета, она отправляет им электронное приглашение на личную консультацию в Zoom.

С точки зрения системного управления, никогда еще не было лучшего времени для того, чтобы все в вашем университете работали вместе, чтобы повлиять на принятие решений студентами — от нынешних студентов до выпускников, от преподавателей до сотрудников приемной комиссии. Приведенная на стр. 9, схема диаграмма от mckinsey & Company иллюстрирует, как это может выглядеть в университетской среде с точки зрения отделов и сотрудников, но, конечно, аналогичная идея может быть применена к образовательным учреждениям любого размера.

Mckinsey предлагает несколько идей того, как студенты и сотрудники могут принять участие в продвижении университета, например:
  • Факультеты рассылают письма будущим студентам и их родителям или приглашают их на индивидуальную конференцию в Zoom;
  • Студенты и выпускники руководят текстовыми кампаниями и помогают иностранным студентам в адаптации к новой среде;
  • Члены Совета директоров и выпускники присоединяются к виртуальным мероприятиям, чтобы продемонстрировать свою приверженность учебному заведению.

Время пришло
Если что-то и может послужить аргументом в пользу того, чтобы школы и университеты доработали свои методы набора студентов по мере приближения 2020 года, так это круговая диаграмма из исследования QS «COVID-19 и высшее образование: как адаптируются нынешние и будущие студенты». Диаграмма показывает значительную долю иностранных студентов, которые все еще ищут, где они будут учиться за границей.

Более 6 950 студентов из 173 стран ответили на вопрос QS о том, на каком этапе поступления они находятся. Источник: QS World University Rankings.

График на стр.9 приобретает еще большую актуальность, если сопоставить его с результатами другого опроса QS, проведенного в сентябре среди почти 3000 будущих иностранных студентов: почти девять из десяти (85%) заявили, что планируют начать учебу в 2021 году.
Сергей Александрович Краснянский, директор по СНГ, ICEF. Обучался в России, Украине и Германии и на сегодняшний день является обладателем двух степеней магистра экономики и маркетинга: одна получена в Симферопольском государственном университете, а вторая — в University of Applied Sciences Bonn-Rhein-Sieg, Санкт-Августин. Сергей начал карьеру в ICEF в 2000 году и за прошедшие годы проработал на позициях, связанных с агентами, вузами и провайдерами образовательных услуг всего мира, при этом всегда фокусируясь на рынках стран СНГ. С 2012 года он занимает позицию директора по СНГ и управляет деятельностью компании в России, странах Восточной Европы, Центральной Азии и Закавказья.