Надежда Сурова: Мы создаем экосистему развития человека будущего
— Уважаемая Надежда Юрьевна, благодарю Вас за возможность для интервью. Расскажите, пожалуйста, о приоритетах, целях и задачах проекта «Искусственный интеллект» Университета 2035 Национальной технологической инициативы.
Национальная технологическая инициатива (НТИ) во главе с Д.Н. Песковым является основным институтом развития прорывных цифровых технологий, три года назад был создан Университет Национальной технологической инициативы — Университет 2035. Проект «Искусственный интеллект» стартовал с 2019 года, и основной его целью является формирование экосистемы университетов и компаний — технологических лидеров по созданию условий мирового лидерства России в области технологий искусственного интеллекта.

— Насколько значимую роль в реализации разработок НТИ в сфере образования играет Университет 20.35?
Университет 20.35 был учрежден на базе НТИ несколько лет назад, и с тех пор он стал не только системой подготовки кадров для цифровой экономики, но и институтом развития и глобальным центром создания новых технологий, форм, программ и платформенных решений для российского образования. Основой Университета является собственная платформа на базе уникального технологического модуля, который интегрируется с системами таких организаций, как Массачусетский технологический институт, Гарвардский университет и т. д. Эта платформа объединяет очень большое количество специалистов и экспертов, а также все школы и вузы.

— Как устроен Университет 20.35?
Одна из целей развития Университета 20.35 — создание и апробация новой модели развития человека на основе датацентричной инфраструктуры. Сейчас мы сочетаем в себе информационную инфраструктуру, исследовательскую деятельность, а также университетскую организацию нового типа, которая обучает более миллиона человек по программам различной продолжительности — и дает доступ к очень большому количеству образовательных онлайн-ресурсов, различным формам игровых технологий и методам проведения профессиональной диагностики. Также, в нашей экосистеме работает сеть «Точек кипения», «Кружковое движение» и т.д. И, конечно, важная часть нашей системы — IT-компания — платформа НТИ, поскольку мы помогаем выстраивать профессиональный аспект образовательной траектории каждого участника.

— Каким образом школьники и студенты могут стать частью этого проекта?
Каждый желающий принять в нем участие должен пройти регистрацию на портале www.leader-id.ru. Там вам будет предложено заполнить анкету и пройти диагностику, зачастую в формате квеста, в результате чего мы получим первичный набор ваших компетенций и можем спрогнозировать ваш идеальный профессиональный образ и подобрать необходимые для его формирования образовательные программы. Нужно отметить, что уже на этом этапе в работу включается искусственный интеллект — именно он подбирает персональную траекторию обучения и рекомендует те или иные курсы.
Что касается процесса обучения, то оно у нас практико-ориентированное и построено на реальных кейсах ведущих компаний. Например, дата-сайентисты в процессе обучения пишут скрипты, работают с реальными данными, разрабатывают сервисы, которые в дальнейшем могут быть использованы нашими организациями-партнерами в своей работе. По окончании обучения слушатели получают сертификат Университета 20.35 и того вуза либо корпорации, чьи курсы они прослушали. Отмечу, что в целях предоставления нашим слушателям возможности получения образования по прорывным технологиям международного уровня мы сотрудничаем не только с российскими, но и с иностранными учебными заведениями. И, конечно, мы не зацикливаемся только на образовании в сфере информационных технологий, а ориентируемся на все отрасли национальной экономики, не забывая о том, что в каждой из них мы все-таки концентрируемся на прорывных цифровых технологиях.

— Учитывая масштабы деятельности, Университет 20.35 должен быть обладателем данных о «золотом» фонде профессионалов в сфере прорывных технологий. Как происходит систематизация и дальнейшее использование этой информации?
В системе Университета 20.35 есть сведения о более чем 1 миллионе слушателей различных программ и участников наших активностей. Для представления информации об их опыте и персональных траекториях развития мы применяем такой инструмент как цифровой компетентностный профиль. Это огромный массив big data, который не просто несет в себе информацию о персональных и профессиональных данных и связках с различными объектами системы, но, в первую очередь, является таксономией, которая представляет собой систему структурированных компетенций. Конечно, это практически неисчерпаемая база, как для кадровых агентств, так и для корпораций и органов исполнительной власти различных уровней. Каждый из этих людей обладает практическими компетенциями, приобретенными в процессе обучения и регулярно оттачиваемыми на мероприятиях «Точек кипения», за участие в которых они также получают баллы, которые, в свою очередь, заносятся в персональное портфолио.
— Каковы практические результаты применения результатов деятельности? Почему настолько много корпораций, вузов и просто обычных людей стремятся сотрудничать с Университетом 20.35?
В первую очередь, каждый из наших партнеров и участников находит в Университете 20.35 решение своих задач разного уровня. С точки зрения стратегии, компании получают сильные кадры с подтвержденными компетенциями, которые обучались не просто по стандартным академическим курсам, а на действительно современных высококлассных кейсовых программах подготовки.
Однако организации решают и свои прикладные задачи. Например, на последнем хакатоне участники разработали 5 готовых сервисов для Правительства Москвы. Один из них — сервис по первичной обработке документации, которая подается с заявлением на получение субсидий для малого и среднего бизнеса. Такого сервиса раньше не было, поэтому процедура рассмотрения заявлений тянулась до 3 недель. Сейчас же решение принимается в срок до 1 часа, причем основная часть времени уходит на то, чтобы искусственный интеллект распознал рукописный текст заявителя. Этот сервис был разработан всего за 4 недели командой студентов из МИСИС и Института управления РЭУ Плеханова, и теперь он будет служить на благо развития малого и среднего бизнеса в Москве. Уверена, что наши команды специалистов в состоянии решать очень многие задачи международного уровня.
Конечно, на площадке Университета формируются команды стартап-проектов, которые представляют предметный интерес для многих бизнес-структур, стремящихся к диверсификации своей деятельности. Мы предоставляем доступ к первичной информации, необходимой им для принятия решения о поддержке того или иного стартапа.
Что касается интереса вузов, то, в первую очередь, это повышение практико-ориентированности программ, оптимизация средств за счет перезачета изученных у нас дисциплин. Кроме того, мы содействуем студентам в организации различных видов практики, стажировок, предусмотренных учебными планами, и создании стартапов в качестве дипломного проекта.
И, наконец, наши слушатели имеют возможность доступа к разнообразным образовательным программам от лучших университетов мира на основе кейсовых технологий. Скажем, из 115 программ по искусственному интеллекту 75 представлены иностранными вузами и компаниями. Мы выдаем выпускникам сертификаты, а лучшим из них могут быть предложены варианты трудоустройства.

— Дискуссии о более широком применении технологий искусственного интеллекта всегда сопровождаются разговорами о этичности нового разума, как это решается у Вас?
В связи с развитием технологий искусственного интеллекта для людей приобретает значение новое воспитание в цифровой среде, которое базируется на этичности и социально-преобразующем подходе. Мы создаём систему, основанную на нормах этичности искусственного интеллекта и внедрении методов социально — преобразующего инвестирования — импакт-инвестирования. Это действительно очень новое и актуальное направление не только для России, но и для мира в целом.

— Иными словами, обучение инновационными технологиями кейс-ориентированного образования Искусственному интеллекту методам может содействовать экспорту российского образования в целом ряде отраслей?
Именно так, технология Искусственного интеллекта — самая активно растущая по капитализации технология в мире. Размер мирового рынка искусственного интеллекта в 2020 г. оценивается в рекордный прирост — $57,4 млрд. долларов за счет внедрения технологий AI в разных отраслях: автомобилестроение (беспилотники), здравоохранение (распознавание данных), промышленность (самообучающиеся программы мониторинга и контроля за процессом), розничная торговля (показ рекламы на основе собранных предпочтений пользователя), финансы и производство, услуги (умные голосовые помощники) и т. д. Это экспонентно сказывается на запрос специалистов в сфере AJ и, думаю, в 2021 году подготовка специалистов в сфере искусственного интеллекта — это будет основное направление для экспорта российского образования для всех отраслей трансформируемой мировой экономики.
Надежда Сурова, руководитель проекта «Искусственный интеллект» НТИ, ai.2035.university, член экспертного Совета Государственной Думы по цифровой экономике.