— Уважаемая Нина Олеговна, благодарю Вас за возможность для интервью. Расскажите, пожалуйста о Университете 20.35? В чем его уникальность и чего ждать от университета в ближайшее время?
В Университете 20.35 новые инструменты и решения возникают каждый день. Университет — это сочетание 3 сущностей: стартап со своей собственной платформой развития человека, основанной на ИИ; институт развития, который реализует государственные задачи по укреплению роста человеческого потенциала в стране, роста компетенций в рамках НТИ; университет в полном смысле, потому что он про человека и его обучение.
Университетская платформа — это и инструмент, и отдельный продукт, нацеленный на то, чтобы максимально помочь человеку в его развитии. Кроме того, Университет 20.35 является центром компетенций «Кадров для цифровой экономики». В том числе выдаем персональные цифровые сертификаты — для приобретения и повышения квалификации в сфере цифровой экономики.
Сочетание несочетаемого, что собрано в одной сущности. И в этой сущности команда разделяет эту логику и двигается в общем целеполагании, которое соответствует системе высшего образования в целом, логике развития талантов для Национальной технологической инициативы. Такой комбинации нет нигде, поэтому это уникально.
— На наших глазах происходят колоссальные изменения во всех сферах деятельности человека. Что ждет систему образования в будущем? Как Университет 20.35 позволяет человеку не отстать по своим профессиональным навыкам от прогресса?
Действительно, изменения происходят беспрецедентно быстро, при этом, спрос на образование стабильно растет. Сейчас в мире, по данным Всемирного банка, свыше 200 миллионов студентов — в два раза больше, чем в начале тысячелетия. Аналитики прогнозируют постоянный рост числа студентов в высшем образовании со скоростью 4% в год, то есть еще одно двукратное увеличение спроса в ближайшие 15–20 лет.
В каталоге образовательных продуктов Университета 20.35 собраны сотни онлайн-курсов от ведущих российских и зарубежных вузов, которые позволяют стартовать в новой или продвинуться в уже изученной специальности любому российскому гражданину. На прохождения курсов наши специалисты составляют таксономию, которая помогает настраивать рекомендательные сервисов для студентов. Инструменты по анализу цифрового следа и созданию моделей компетенций уже нашли спрос и у российского бизнеса.
— Как Университет 20.35 работает с университетами? Какие успешные кейсы?
Один из примеров — очно-заочный формат обучения с использованием университетских инструментов с помощью проектно-образовательных интенсивов. Формат реализуется с 2018 года, он про освоение софт-скиллс в команде на конкретных кейсах. Общее количество команд и студентов, которые приняли участие, это порядка 600 команд и 4500 студентов. Университеты интегрировали этот формат в качестве проектной деятельности, что очевидно повлияло на образовательный процесс. Вуз во время обучения дает возможность студенту опробовать разные типы деятельности. Таким образом, мы обеспечиваем прирост качества.
Другой пример — образовательные франшизы НТИ в партнерстве с российскими университетами и крупными технологическими центрами. В рамках этой программы ведущие российские вузы обеспечивают в онлайн режиме поставку своего образовательного контента, своих наработок и методик студентам. Университет-партнер, чьи студенты обучаются по этой программе, обеспечивает офлайн-поддержку, выстраивая гибридный формат, о котором сейчас так много говорится и к которому мы все приходим. Такие форматы взаимодействия передовых и развивающихся университетов, федеральных и региональных вузов прицельно работают на рост качества человеческого капитала в регионах. Студент регионального университета может обучаться по программе федерального вуза и получает доступ к контенту, который востребован на рынках будущего.
Третья история в качестве примера — большой образовательный интенсив «Архипелаг 20.35», который впервые прошел в ноябре прошлого года.
— Расскажите, пожалуйста, про «Архипелаг 20.35»? В чем его преемственность с интенсивами формата «Остров»?
В 2018 Университет 20.35 провел на острове Русский образовательный интенсив «Остров 10-21», тогда мы впервые опробовали решения на основе искусственного интеллекта для всего образовательного процесса, начиная с отбора участников, заканчивая рекомендательными системами. Помимо этого, команда Университета собирала и анализировала цифровой след островитян и тестировала другие решения, которые были признаны лучшими практиками и постепенно становятся неотъемлемой частью системы высшего образования. В 2019 году состоялись «Остров 10-22» и «Зимний Остров». Все три «Острова» проходили в офлайн-формате, «Архипелаг» из-за пандемии полностью прошел в онлайне. Он стал беспрецедентным по масштабам образовательным интенсивом по подготовке распределенных команд в сфере искусственного интеллекта и анализа данных. Было подано 16 250 индивидуальных заявок на участие. По итогам «Архипелага» команды разработали и представили почти 800 готовых решений и продуктов на основе искусственного интеллекта, которые сейчас масштабируются и внедряются в разных отраслях экономики – от умного сельского хозяйства и медицинской диагностики до облачных продуктов для бизнеса. Однако на этом «Архипелаг» не закончился и сегодня участники пользуются разными формами поддержки своих проектов и компаний: от информационной и PR- поддержки, до персонализированного поиска специалистов в команду, включения в рабочие группы НТИ и участия в публичных рейтингах.
— Как Вы считаете, можно ли полностью перенести образование в онлайн? Правильно ли сейчас двигаются университеты?
Летом Университет 20.35 начал опрос, посвященный цифровизации вузов. Результаты показали: более 90% вузов перешли на дистанционное обучение. Одновременно ответы показали, что пандемия привела к оцифровке многих процессов вынужденно. Однако многие не стали возвращаться к традиционным форматам после снятия ограничений. Я за смешанное обучение, потому что невозможно все перевести в онлайн и нельзя полностью оставаться в оффлайне. Самое главное — удобство пользователя. У нас есть сервис подборок онлайн-контента и образовательного контента, который называется Steps, по разным тематикам. Эти подборки могут использоваться университетами при реализации образовательных программ и фиксации цифрового следа.
Голосовать за степень цифровизации образовательного, исследовательского и административного процесса будет самостоятельно каждый его участник. Сейчас сложно сделать однозначный прогноз или охарактеризовать идеальную модель цифрового университета. Механизмы и инструменты в «цифре» еще предстоит дорабатывать. Цифровизация вокруг человека и данных о человеке — это ключевые слова, которые должны быть заложены в идеальной модели цифрового университета.