Без права на ошибку: как международное образование меняется вместе со студентами
Международное образование в прошлом и этом году убедительно доказало, что является стремительно развивающейся системой, причем системой, которая умеет быстро реагировать и адаптироваться к резко меняющимся условиям. В международном образовании смешаны не только наука и, собственно, образование, но и экономика, политика, вопросы безопасности, международные и межнациональные отношения, кросс-культурные коммуникации и др. Все «ингредиенты» постоянно взаимодействуют друг с другом и дают новую пищу для размышлений. Интересных новостей много, поэтому команда Telegram-канала EduViewRus запускает специальную колонку, где мы будем рассказывать о значимых событиях и тенденциях международного образования.

Конкуренция за иностранных студентов
Не секрет, что международное образование — это масштабный бизнес. Иностранные студенты привозят деньги не только в университеты, но и в целом в те города и страны, в которых они обучаются. Они снимают жилье, ходят в кафе, работают, пользуются медицинскими услугами, путешествуют, приглашают в гости друзей и родных, привлекают новых иностранных студентов и т. д. Пандемия наглядно показала высокую степень зависимости ряда стран-экспортеров и многих университетов от иностранных студентов. Не все страны, однако, смогли «сохранить лицо» в период пандемии и испортили свой имидж. Самые наглядные примеры — США, в июле грозившие депортацией сотням тысяч иностранных студентов, находящимся на территории страны, но обучающимся онлайн, и Австралия, которая исключила иностранных студентов из программ поддержки для потерявших доход в период пандемии и испортила отношения с Китаем в связи с ростом случаев расовой дискриминации и насилия в отношении китайских студентов.

Потоки иностранных студентов резко сократились. Теперь конкуренция ведется буквально за каждого конкретного студента, страны и университеты применяют новые инструменты для повышения своей привлекательности. Так, например, власти Великобритании заявили, что дистанционное обучение не помешает иностранным студентам получить британскую рабочую визу. Все студенты, для которых нынешний год не является выпускным, смогут претендовать на получение визы, даже если часть их обучения в 2020–2021 учебном году прошла дистанционно. А выпускникам 2020–2021 учебного года достаточно будет завершить последний учебный семестр на территории Великобритании.

Канада тоже радует студентов послаблениями для получения разрешения на работу. В обычных условиях при оформлении послеобразовательного разрешения на работу из него вычиталось время, проведенное учащимся за пределами Канады. Прошлой весной обучающимся было разрешено завершить до 50% своей программы за рубежом, без вычета этого времени из их разрешения на работу в случае, если у них нет возможности прибыть в Канаду в 2020 году. В феврале 2021 года правительство сделало еще один шаг навстречу иностранным студентам, объявив, что учащиеся будут иметь право получить разрешение на работу после окончания обучения, даже если вся образовательная программа будет освоена за рубежом.
Важным инструментом привлечения становится также доступность для иностранных студентов вакцины от COVID-19. Хороший пример вновь подает Великобритания, предоставляющая иностранным студентам доступ к вакцине Pfizer-BioNTech. При этом обучающиеся старшего возраста или с особыми медицинскими показаниями будут включены в приоритетные группы вакцинации.

Австралия пытается реабилитироваться в глазах иностранной молодежи после скандала с многочисленными случаями дискриминации и насилия в отношении студентов из Китая в прошлом году и тоже дает им возможность сделать прививку от коронавируса. «Мы должны удостовериться, что все, кто находятся на территории Австралии, в безопасности и могут получить необходимую защиту от вируса», — заявил министр здравоохранения Грег Хант.

Мы выбираем, нас выбирают
Пандемия однозначно сделала иностранных студентов гораздо разборчивее в вопросах выбора места обучения. В январе 2020 года Times Higher Education (THE) опросила потенциальных иностранных студентов о том, какие вопросы имеют для них приоритетное значение при принятии решения об обучении за рубежом.

На первом месте — финансовая составляющая (наличие и доступность стипендий) — 64%, затем идут перспективы трудоустройства после выпуска — 59%, общий студенческий опыт — 58%, а также здоровье и безопасность — 56%.
В течение года ответы респондентов менялись — периодически на первый план выходили вопросы здравоохранения и визовая политика, однако, с лета неизменно фиксируется постепенный рост внимания именно к финансовым аспектам обучения и жизни за границей.

Британские эксперты во главе с Мэттом Дернином, руководителем отдела аналитики и консультирования Британского Совета, солидарны с коллегами из THE: они полагают, что в ближайший год вопросы здоровья, эпидемической ситуации и доступности медицинской помощи станут для студентов и их семей второстепенными. На первый план вновь выйдут финансовые вопросы, связанные с обучением и жизнью за границей.
В самой Великобритании существенную роль сыграл Брексит: так, по предварительным данным, поток иностранных студентов из ЕС снизился на 39,5% по сравнению с 2020 годом, однако количество студентов из стран, не являющихся членами Евросоюза, возросло на 17%.

Как мы видим, уже сейчас идет передел рынка образовательных услуг — не только в Великобритании, но и во всем мире. Происходящее в сфере международного образования обещает стать еще интереснее, поэтому устраиваемся поудобнее и пристегиваем ремни: год только начинается.
Лариса Дмитриевна Тарадина — директор по развитию международного образования и сотрудничества Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Работает в сфере международного образования более 15 лет, в том числе в Высшей Школе Экономики и Проекте повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов (Проект 5–100). Автор программ повышения квалификации для сотрудников международных офисов, реализованных в рамках Проекта 5–100. Ведет исследования в области интернационализации высшего образования и является шеф-редактором telegram-канала @eduviewrus, посвященного актуальным вопросам международного образования.