Значение и роль рекрутинговых агентств в условиях пандемии может вырасти
Приемная кампания 2020–2021 учебного года имела свои характерные особенности и проходила в условиях глобальных вызовов, с которыми раньше не сталкивались университеты. И хотя, по данным экспертов, самой уязвимой категорией оказались иностранные студенты, которые не смогли выехать на каникулы и остались в России, конечно, при значительной поддержке университетов, имидж России как образовательного центра с высоким качеством образования, его фундаментальной основой и дружелюбной средой не только сохранился, но и вырос.

На это утверждение есть все основания, по данным Министерства науки и высшего образования, прием иностранных студентов в 2020–2021 учебном году увеличился по сравнению с прошлым годом на 9%, при этом прием иностранных студентов в университеты США осенью 2020 года снизился на 16%, а сокращение набора новых студентов в целом сократилось почти вдвое, на 43%.

Удивительно? Конечно, надо проанализировать причины феноменальной цифры и, главная задача для университетов сейчас — удержать новых иностранных абитуриентов, которые пока учатся онлайн, не пересекая границу, сделать их настоящими очными студентами. Думаю, на увеличение заявлений повлияли более либеральные правила приемной кампании: подача документов онлайн, отсрочка предоставления свидетельства о признании, отсутствие необходимости пересекать границу и оформлять визы для начала обучения в учебном году. На мой взгляд, возросла и роль рекрутинговых агентств, которые помогли университетам дистанционно организовать набор иностранных студентов за рубежом.

В 2019 году в России Правительством была утверждена «Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года». Основными сегментами международного рынка образовательных услуг в «Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года» обозначены:
  • все виды международной мобильности студентов и учеников в сферах высшего, среднего и начального образования, изучения иностранных языков;
  • транснациональное обучение (предоставление образовательных услуг в стране, не являющейся страной базирования образовательного учреждения);
  • сопутствующие образовательные продукты и услуги (присвоение международных признаваемых квалификаций, услуги в области развития образовательных технологий и другие).
В рамках стратегии в 2019–2020 гг. реализовывался федеральный проект «Экспорт образования», с 2021 года он трансформируется в различные мероприятия национального проекта «Наука и университеты», но при этом целевые показатели удвоения количества иностранных студентов в России, установленные Указом Президента Российской Федерации №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. сохраняются. Поэтому университеты находятся в поиске новых механизмов рекрутинга, прежде всего, дистанционных его форматов, активно участвуют в виртуальных выставках, готовы сотрудничать с надежными партнерами в различных странах. Мне кажется, что наступил новый этап в организации взаимодействия с рекрутинговыми агентствами, предполагающий прозрачные механизмы, обучение агентов, создание правовых финансовых моделей, реестра агентств с безупречной репутацией. Модели взаимодействия университетов с агентствами могут быть не только прямые договорные отношения, но и отношения через российского посредника. ФГБУ «Главэкспертцентр» в настоящее время совместно с Центром экспорта образования отрабатывает модель создания сертифицированного реестра агентов по набору иностранных студентов и хотел бы привлечь к этой работе университеты с просьбой поделиться информацией о лучших практиках в этой сфере, о состоявшихся и надежных рекрутинговых агентствах или, наоборот, негативном опыте, который также важен для создания реестра. Важно не потерять время и начать эту работу как можно быстрее, чтобы в более чем 300-тысячную семью иностранных студентов влились новые, яркие, талантливые абитуриенты из разных стран мира.
Вера Игоревна Скоробогатова, кандидат юридических наук, главный аналитик ФГБУ «Главэкспертцентр», доцент. Ведущий российский эксперт по вопросам международного образования, бывший руководитель ФГБУ «Главэкспертцентр», бывший первый секретарь Центрального комитета Российского союза молодежи. Автор более 60 научных публикаций, разработчик и руководитель более 30 семинаров в области международного образования, правового обеспечения экспорта образования, образовательной миграционной политики, признания иностранного образования и квалификаций.