Экспорт образования должен стать политикой государства — эксперты ЦЭО

17 марта на базе Университета «2035» НТИ состоялось очередное заседание Клуба экспортеров образования. Встреча прошла конструктивно и в какой-то степени эмоционально — вопрос текущего положения дел и перспектив отрасли удалось обсудить со всех сторон.
Участники круглого стола оценили, как видят ситуацию на рынке все его неотъемлемые звенья: представители ведущих российских вузов, руководители крупнейших рекрутинговых компаний, студенты и выпускники отечественных университетов, общественные организации. В дискуссии участвовали:
  • Дмитрий Нерсесян, директор Центра экспорта образования, заместитель начальника отдела международного образования Ассамблеи Народов Евразии;
  • Надежда Сурова, руководитель проекта «Искусственный интеллект»;
  • Борис Самарянов, управляющий партнер компании Star Academy;
  • Сергей Краснянский, директор ICEF в СНГ;
  • Евгений Сагайдак, руководитель отдела международных связей Новосибирского государственного университета;
  • Анисет Габриэль Кочофа, генеральный директор Международного координационного совета выпускников учебных заведений (Инкорвуз — XXI) доцент МГУ им. Ломоносова, экс-посол Бенина в России и СНГ.
Большой блок встречи вновь был посвящен работе с рекрутинговыми компаниями, агентами и образовательными консультантами.
В системе координат России агентская работа чаще всего бесплатна, но даже при этом не все вузы этот инструмент используют. У кого-то не было такого опыта вовсе, у кого-то он был негативен. Какой-то референтной точки выбора партнеров, возможно, нет — причины могут быть разными. Тем не менее рекрутеры существенно помогают студентам и их семьям, и, без сомнения, имеет смысл научиться эффективно использовать этот ресурс. Кроме того, важность этого действия именно сейчас аргументирована тем, что мир выходит из пандемии, и Россия может многое предложить иностранным студентам, возможно, существенно больше, чем многие другие страны.
Дмитрий Нерсесян
Директор Центра экспорта образования
С высоты своего 20-летнего опыта работы с презентацией о технологиях работы с агентами выступил директор ICEF в СНГ Сергей Краснянский. Он отметил, что проблематика набора иностранных студентов стоит перед многими вузами, и не только в России, поскольку они конкурируют между собой.
Существует несколько инструментов, позволяющих сделать набор эффективным: государственные квоты, обмены студентами между университетами, а также студенческие сообщества, когда, отучившись, студенты возвращаются в свою страну и делятся впечатлениями, выступая так называемыми амбассадорами вуза. Однако, самый эффективный способ — это привлечение агентов (консультантов) по образованию за рубежом. Такими консультантами являются как физические лица, так и организации (рекрутинговые компании или агентства мобильности), которые оказывают услуги по подбору места обучения за рубежом. Преимущества привлечения агентов (компаний) для вузов: быстрое заключение договора, информационное освещение, помощь в решении экономических и юридических аспектов. И, что немаловажно, агент (консультант) является представителем вуза в определенной стране, регионе в течение всего года.
Сергей Краснянский
Директор ICEF в СНГ
Кроме того, Сергей Краснянский отметил, что, несмотря на сложности, которые возникли с вмешательством пандемии в привычный ритм и стиль работы, существуют и очевидные преимущества в вынужденном переходе на работу в формате онлайн. Конференции и онлайн-выставки вузов позволяют экономить средства и время, и представляют вузам возможность знакомиться со 150, 200, а то и 400 агентами, получать нужные контакты и, соответственно, продолжать работу по рекрутингу иностранных студентов.
Недостаток эффективной работы российских вузов в части продвижения образовательных программ на зарубежные рынки, слабой международной экспансии, развития коммерческой деятельности отмечают в первую очередь представители отраслевого предпринимательского сообщества.
Мы часто сталкиваемся с коммерческими отделами государственных вузов и замечаем, что дальше аренды каких-то стендов на выставках там дело не идет. В одном из региональных вузов коммерческий отдел и вовсе возглавляет руководитель режимной службы. На мой взгляд, коммерческие отделы должны быть организованы и действовать по правилам и законам бизнеса.
Борис Самарянов
Управляющий партнер Star Academy
Действительно, наши вузы на сегодняшний день в силу разных причин не могут и не умеют правильно позиционировать себя на международном рынке. Сказывается и недостаток квалифицированных кадров, и общее непонимание, как именно представить себя в том или ином регионе мира — они на самом деле очень различны. Университетам сложно без квалифицированной помощи, которую могут оказывать международные образовательные консультанты. Обойтись без этого ресурса — невозможно. Невозможно выполнить индикаторы привлечения студентов без помощи агентств. С другой стороны, мы все живем в рамках федерального закона. 44-й закон говорит, что вузам невозможно выплачивать средства подрядчикам без соблюдения определенных бюрократических процедур. Они заключаются в следующем — до 100 тысяч рублей можно заключить контракт и выплатить средства, свыше 500 тысяч — нужно проводить торги. Здесь и возникает проблема. Даже если мы можем быть уверены в той или иной рекрутинговой организации, то не можем быть уверены, что именно она выиграет тендер, и наоборот — победитель конкурса на право предоставления услуг далеко не всегда является надежным исполнителем в той части, куда заявляется. Таким образом, законодательно, увы, получается так — вузы, которые платят комиссию, автоматически попадают в некую «серую» зону. Поэтому мы на сегодняшний день вынуждены комиссию агентам не платить
Евгений Сагайдак
Руководитель отдела международных связей НГУ
Также Евгений Сагайдак отметил, что, к сожалению, на сегодняшний день в России нет оператора, который на федеральном уровне занимался бы централизованным продвижением высшей школы за рубежом. По словам опытного международника, без такой организации университетам очень сложно проводить эффективное продвижение в различных странах. «Этот вопрос мы неоднократно ставили на протяжении последних 10–15 лет, но пока нет результата. И я придерживаюсь того тезиса, что труд должен быть оплачен, мы должны платить комиссию, но в рамках действующего законодательства в России это невозможно», — сказал Сагайдак.
На важность работы вузов и рекрутинговых компаний в сфере экспорта российского образования в своем выступлении обратил внимание Анисет Габриэль Кочофа.
Международная деятельность является одним из ключевых направлений работы каждого учебного заведения. На протяжении 80 лет Советский Союз, а сейчас Россия, готовит специалистов для зарубежных стран. Этот длительный и многообразный период можно поделить на этапы, каждый из которых характеризуется своими особенностями.
В настоящее время, когда мир находится на втором, или даже на третьем витке пандемии COVID-19, мы рассматриваем экспорт российского образования в новых условиях и возможностях для рекрутинговых компаний.
Пандемия очень серьезно изменила порядок предоставления образовательных услуг. Весной прошлого года правительства 135 стран объявили карантин или осуществили закрытие всех школ. Это затронуло более 1 миллиарда учащихся во всем мире. Университеты также уходили на карантин, переходили на дистанционный формат обучения. Мы столкнулись с рецессией в образовании. Естественно, сейчас нам нужно пересмотреть подход к процессу образования, процессу набора абитуриентов и принять новый вызов.
Анисет Габриэль Кочофа
Генеральный директор Международного координационного совета выпускников учебных заведений (Инкорвуз — XXI)
Тем не менее, спрос на образование сегодня очень велик, и поэтому для успешного освоения этого рынка вузам и рекрутинговым компаниям необходимо консолидировать свои усилия. Нужны соответствующие реформы в сфере законодательства. Нужны грамотные решения, помощь национальных корпораций и компаний, которые работают в зарубежных странах. Нужны активные действия для вывода образовательного рынка из кризиса.
«Мир изменился, и мы меняемся вместе с ним», — закончил свое выступление господин Кочофа.