Возлагая большие надежды на принятый федеральный Закон о РВПО, образовательные организации высшего образования, тем не менее, выделяют взаимодействие с миграционными службами как наиболее проблемное, трудоемкое и сложное. В процесс образовательной миграции включено большое количество органов государственного управления, деятельность которых не всегда носит согласованный характер, а порой и противоречит друг другу. Это Миграционная служба МВД России, Минобрнауки России, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки России, Минэкономразвития России, Министерство иностранных дел России, Роспотребнадзор, Росавиация. К субъектам миграционной политики также можно отнести и образовательные организации высшего образования, рекрутинговые агентства, общественные организации (Ассоциации выпускников, иностранных студентов и пр.).
Для решения политических и экономических задач образовательной миграции на более высоком качественном уровне целесообразно создание Координационного органа или совета для решения как стратегических, так и оперативных вопросов, и такая потребность есть у специалистов международного образования. Остро стоит вопрос организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательной миграции. На наш взгляд, целесообразно рассмотреть выделение в отдельный Законодательный акт вопросы правового миграционного регулирования: въезда, пребывания иностранных студентов, миграционного учета, административной ответственности за нарушения.
Несмотря на пандемию, количество иностранных студентов в 2021 году не только не сократилось, но и увеличилось. Во многом этому способствовали и дистанционное начало учебного года без прохождения необходимых миграционных процедур, повышение квалификации более 3000 сотрудников университетов в рамках федерального проекта «Экспорт образования» (2019–2021 гг.) на площадках РАНХиГС и РУДН, и, безусловно, либеральное нормативно-правовое регулирование приемных кампаний 2020–2021 и 2021–2022 учебных годов, регламентированное соответствующими приказами Минобрнауки РФ. В частности, приказы об особенностях приема позволяли образовательным организациям зачислять иностранного студента с последующим предоставлением оригинала документа об образовании и свидетельства о признании иностранного образования
5.
________________________________________________________________________________
5 Приказ Минобрнауки РФ от 21 августа 2020 г. № 1076 Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»//URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001... (дата обращения – 01.06.2022)