Сегодня рынок образования находится на этапе трансформации. После пандемии все большее количество образовательных учреждений переходит в онлайн-формат. Эти изменения коснулись и высшего образования в России, и подходов к его продвижению. В своей статье я бы хотела разобрать, какие из инструментов современного интернет-маркетинга наиболее эффективны в 2023 году.
Сайт вуза
В настоящее время сайт вуза является одним из главных средств маркетинговых коммуникаций.
Он помогает выстроить отношения
с абитуриентами, профессиональными и научными сообществами, участниками рынка образовательных услуг гораздо эффективнее других инструментов маркетинга. Именно поэтому создание и продвижение онлайн-представительства является одной из составляющих стратегии развития высшего учебного заведения.
Согласно Федеральном закону «Об образовании в РФ» существует ряд определенных требований к наличию необходимой информации, размещаемой на официальном портале вуза. Он включает в себя:
- Информацию об организации, ее структуре, нормативно-правовой базе (на сайте должны быть размещены копии документов, разрешающих образовательную деятельность);
- Информацию об образовательных услугах и их стоимости, учебно-календарные планы, условия поступления;
- Информацию о материально-техническом оснащении научной и образовательной деятельности;
- Информацию о руководящем и преподавательском составе образовательной организации и уровне их квалификации.
С точки зрения маркетинга сайт — это также основная конверсионная площадка в воронке продаж. Для повышения ключевых метрик эффективности сайта необходимо сделать его наиболее понятным и привлекательным для целевой аудитории. На это влияет:
- Четкая структура сайта, зайдя на который, пользователь будет понимать, где и как ему быстро получить всю необходимую информацию;
- Дизайн с использованием логотипа и фирменного стиля вуза;
- Качественный и разнообразный контент: тексты, фотографии, видеоматериалы и др.;
- Юзабилити — удобство использования интерфейса, логичность и простота элементов управления;
- Актуальная и регулярно обновляющаяся информация в личном кабинете абитуриента и студента (результаты вступительных экзаменов, расписание занятий, учебно-методические материалы, новостной и образовательный контент);
- Возможность подачи и получения документов в онлайн-режиме.
Говоря о повышении уровня конверсий на сайте, нельзя не упомянуть такой важный инструмент, как формы захвата. Их главная цель — получение имени, телефона и e-mail потенциального клиента. В дальнейшем это позволяет собрать базу контактов заинтересованных клиентов
и воздействовать на них с помощью дополнительных инструментов, например, email-маркетинга.
Для того, чтобы клиент оставил свои данные, необходимо предложить взамен что-то ценное.
Это может быть полезный контент, доступ к бесплатному онлайн-занятию, подборка курсов или персональная скидка. В этом случае решаются сразу две задачи. Вуз получает базу контактов потенциальных абитуриентов, а пользователь — дополнительную полезную информацию об интересующем его продукте.
Реклама Сам по себе сайт не может генерировать продажи. Для обеспечения конверсий с сайта на него необходимо вести входящий трафик, который мы можем обеспечить с помощью рекламы.
На сегодняшний день существует несколько видов интернет-рекламы:
- контекстная поисковая реклама в Яндекс Директ;
- контекстная медийная реклама в РСЯ;
- таргетированная реклама;
- посевы в социальных сетях;
- баннерные сети и др.
Каждый из этих инструментов имеет свои особенности, преимущества и недостатки. О них стоит говорить отдельно. Самое главное для эффективной работы рекламы — это правильная выборка целевой аудитории, ее сегментирование и транслирование релевантной информации.
SMM Важной составляющей любого информационного продукта, в том числе и образовательного, является создание и наращивание лояльной аудитории в социальных сетях. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни, и отсутствие представительств бренда на этих Интернет-ресурсах зачастую вызывает у пользователей недоумение.
SMM (social media marketing) позволяет решить ряд задач:
- Повысить узнаваемость бренда, особенно если для продвижения используются разные соцсети, направленные на определенные сегменты целевой аудитории;
- Повысить уровень доверия к бренду за счет публикации экспертного контента;
- Информировать пользователей: делиться новостями университета, анонсировать мероприятия, рассказывать о возможностях и стажировках, отвечать на вопросы;
- Обрабатывать отрицательные отзывы. Коммуникация с клиентами в социальных сетях позволяет выявить и решить возникающие проблемы, а также нивелировать негатив;
- Анализировать поведение пользователей для корректировки дальнейшей стратегии развития бренда.
Выбирая учебное заведение, современные абитуриенты хотят получить не только базовую информацию, размещаемую на официальных ресурсах, но и увидеть жизнь университета изнутри, ознакомиться со студенческим видением ситуации в вузе, получить ответы на интересующие вопросы. Социальные сети пользуются наибольшим уровнем доверия у абитуриентов, чем традиционные СМИ и реклама.
При грамотном выстраивании SMM-стратегии вуз может вырастить собственных адвокатов бренда в социальных сетях. Это те люди, кто уже хорошо знаком с учебным заведением и его продуктами, имеют высокий уровень лояльности и готовы рассказывать и рекомендовать его друзьям, знакомым и другим пользователям. Их ценность крайне важна, так как более 80% людей доверяют отзывам в Интернете, а также советам близких. Это значит, что наличие у бренда лояльной аудитории положительно влияет на его репутацию и помогает в продвижении.
На сегодняшний день наибольшей популярностью для продвижения пользуются такие социальные сети, как Вконтакте, Telegram, Одноклассники, YouTube. На этих площадках присутствует 90% учебных заведений, реализующих как высшее, так и дополнительное онлайн-образование. Соцсети имеют огромный потенциал охвата пользователей с таргетированием по половому, возрастному, географическому, образовательному и другим признакам, что позволяет максимально точно настраивать показы рекламы для нужной целевой аудитории. Это объясняет востребованность и эффективность данного маркетингового инструмента.
Мы разобрали лишь самые основные инструменты современного интернет-маркетинга, наряду с ними важно не забывать про seo-продвижение сайта, email-маркетинг, участие в образовательных выставках, онлайн презентации и дни открытых дверей, работу приемной комиссии и call-центра университета. Именно слаженная работа всех этих составляющих дает в конечном счете желаемый результат!