Я мог бы рутинно описывать опыт, полученный в ходе своего эксперимента еще с десяток страниц, но поберегу ваше время. Тонкостей работы в сегменте B2C экспорта образования — уйма, они напрямую влияют на набор, но, увы, не каждый из нас обладает талантом убеждения. Не всякий умеет продавать нелегкий образовательный продукт, ведь при всей оптимизации и экономии бюджетов, рекрутинг студентов — отдельная непростая профессия. Тем более в России, где ты рассказываешь не только про вуз и программу, но и про страну, город, где человеку предстоит учиться, жить и, скорее всего, работать. Вы раскрываете локальные особенности и культуру нации. Вы в полночь объясняете студенту из Алжира, что сейчас не лучшее время обсуждать его планы на ближайшие шесть лет. Вы продаете не программу и не вуз. Вы продаете им их новую жизнь, которая совершенно точно будет отличаться от прежней.
Теперь давайте вместе вспомним, как много российских университетов вовсе не имеет колл-центров в составе международных департаментов? Как много сотрудников выполняют эту работу по совместительству? А как все это влияет на цифры набора?
Из тезисов, которые я в разное время слышал от представителей вузов:
- Нам нет нужды самим искать студентов, мы — очень известный вуз, пусть сами нас находят.
- Наш набор закрывается быстро и по квотам, поэтому нам больше студентов не нужно, лимит исчерпан.
- Обрабатывать лиды слишком трудозатратно, а агенты все сплошь и рядом — мошенники.
То есть B2C — трудно, B2B — рискованно. Мой опыт показал, что нам пора начать относиться к образованию как к настоящему бизнесу, способному приносить стране хорошую прибыль. И он, несомненно, не просто возможен, он в перспективе того мироустройства, где мы живем, попросту обязателен. Каждый иностранный студент — это прибыль в бюджет и создание новых рабочих мест.
Вне всяких сомнений, обработка заявок, лидов — сложный процесс, который потребует затрат времени и ресурсов. Тут три решения:
- выделять на это время, силы и действовать самим;
- нанять колл-центр на аутсорсинге;
- работать с рекрутинговыми компаниями и агентами по набору студентов.
Что по статистике эксперимента?162 лида обработано,
101 из них стали продолжать со мной разговор.
66 попросили подробную информацию о том или ином вузе, чтобы впоследствии принять то или иное решение.