Тысячи километров в один клик: как Индия и страны Востока развивают онлайн-образование

Материал подготовлен в рамках исследовательского проекта Управления международного развития РАНХиГС «Онлайн-магистратура: российский и международный контекст», реализуемого при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

По многочисленным прогнозам, в ближайшее десятилетие в традиционную модель высшего образования, основанную на личной коммуникации преподавателей и студентов в аудитории, будет внедряться все больше онлайн компонентов. Этому, безусловно, поспособствовала пандемия COVID‑19: в условиях «новой нормальности» студенты и их семьи по достоинству оценили преимущества получения высшего образования в онлайн формате.

Конечно, не все считают развитие онлайн-программ чем-то позитивным. Есть опасения, что наличие программ высшего образования полностью в формате онлайн представляет угрозу традиционному «аудиторному формату». Спешим вас успокоить: онлайн-программы следует воспринимать прежде всего как союзников, с помощью которых университеты могут привлечь более широкие группы иностранных студентов, тем самым повышая уровень образованности во всем мире. Звучит масштабно, и это на самом деле так!

Естественно, онлайн-программы на данном этапе вызывают повышенный интерес среди исследователей. Так, например, в 2021 году крупная австралийская компания Online Education Services провела исследование на нескольких развивающихся рынках, чтобы оценить отношение к обучению на программах австралийских вузов в онлайн-формате после завершения пандемии. Результаты исследования показали, что 78% опрошенных китайских студентов и 81% индийских студентов положительно рассматривают такой формат обучения.
78%
Китайские студенты
81%
Индийские студенты
Впереди планеты всей
Стоит помнить, что направление онлайн-программ все еще находится на этапе динамичного развития, поэтому абитуриентам, раздумывающим над возможностью обучаться полностью в онлайн формате, следует учитывать множество факторов перед принятием окончательного решения: признаются ли дипломы, выданные после обучения на таких программах, есть ли у этих программ должная аккредитация и так далее.
Лучше всего с регулированием онлайн-программ высшего образования обстоят дела в азиатском регионе, где различные формы «открытого» образования, не требующего посещения кампуса, развивались еще до пандемии в качестве способа повышения доступности высшего образования для граждан. Так, в Малайзии и Вьетнаме не существует запретов на признание дипломов, полученных после обучения на онлайн-программах в зарубежных университетах, если указанные программы имеют аккредитацию.
А в декабре 2019 года экспертная группа форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) разработала Quality Assurance in Online Learning Toolkit (Инструментарий по обеспечению качества онлайн обучения). Данный инструментарий представляет собой отправную точку в обеспечении качества онлайн-образования в регионе и устанавливает ряд критериев, на которые могут ориентироваться национальные агентства по обеспечению качества образования при разработке собственных критериев оценки онлайн-программ. Подчеркивается, что на фоне все большей интеграции онлайн-технологий в высшую школу необходимо достичь согласия по признанию результатов обучения на программах высшего образования, независимо от формата обучения.
Индия — в лидерах

Примером страны с наиболее проработанным механизмом правового регулирования предоставления онлайн-программ является Индия. Направлением дистанционного и онлайн обучения в Индии занимается Бюро дистанционного образования (Distance Education Bureau). Основным актом, регулирующим онлайн и дистанционное образование в стране, является Уведомление Комиссии по университетским грантам (University Grants Commission Notification №F.1–1/2020 (DEB-I)). Он содержит минимальные требования к стандартам образования, которые необходимо соблюдать университетам Индии для того, чтобы иметь право набирать студентов на онлайн-программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
При этом возможность реализовывать программы в одном из указанных форматов является не правом, а привилегией. Далеко не каждый индийский университет сможет получить разрешение на реализацию образования в дистанционном или онлайн формате, даже если он соблюдает все требования, указанные в Уведомлении. Финальное решение остается за Комиссией по университетским грантам. До 2022 года лишь 53 индийских университета имели официальное разрешение на реализацию обучения в дистанционном и онлайн-формате.

Однако сейчас правительство стремится более активно развивать эту сферу, и недавно выдало разрешение еще 900 университетам и колледжам. В соответствии с документом, на онлайн-программах процесс обучения организован исключительно на интернет-платформах. Все студенты посещают виртуальные занятия, которые проводятся в соответствии с расписанием. Преподаватель виртуально контролирует эти занятия. Экзамены и выставление оценок также проходят в онлайн режиме.

Университеты не могут предлагать абсолютно новые программы в онлайн формате, а только адаптировать к нему уже существующие. Кроме того, есть список образовательных направлений, программы по которым запрещено реализовывать в дистанционном или онлайн формате: инженерное дело, медицинское дело, фармацевтика, сестринское дело, стоматология, архитектура, юриспруденция, сельское хозяйство, садоводство, гостиничное дело, технологии общественного питания, кулинарные науки, техническое обслуживание самолетов, изобразительное искусство и спорт.

Дипломы, полученные после завершения обучения на онлайн-программах, равноценны дипломам, которые студент может получить, обучаясь традиционным способом. Тем не менее, в дипломах в обязательном порядке прописывается формат обучения. Интересный факт: при всем вышесказанном в Индии не признаются квалификации, дипломы и степени, полученные на онлайн-программах зарубежных вузов. Впрочем, эта ситуация — на фоне общих усилий Индии по интернационализации и цифровизации образования — может в относительно ближайшем будущем измениться, особенно под влиянием соседей по азиатскому региону.
Лариса Дмитриевна Тарадина — директор по развитию международного образования и сотрудничества Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Работает в сфере международного образования более 15 лет, в том числе в Высшей Школе Экономики и Проекте повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов (Проект 5–100). Автор программ повышения квалификации для сотрудников международных офисов, реализованных в рамках Проекта 5–100. Ведет исследования в области интернационализации высшего образования и является шеф-редактором telegram-канала @eduviewrus, посвященного актуальным вопросам международного образования.