В политическом смысле тенденция к изучению русского языка на местах — это уже одна из реальных побед нашей «мягкой силы»; ничего, кроме позитива, она вызвать не должна и не может; и любой наш профиль реагирования должен способствовать её укреплению и расширению. Нам реально важно получить насколько возможно большой состав иностранцев, потенциально коммуницирующих не только с нами, а и с нашими гражданами, на родном для них (для нас) языке. Но если не вовлечься в эту образовательную деятельность содержательно и методически, мы рискуем получить серьёзную контактную базу с недоработанным или даже искривлённым наполнением. Мы правда хотим, чтобы иностранцев научили русскому языку с опорой на дидактику смыслов «гудковых», научных побед «сахаровых», спортивных успехов «каспаровых», литературных примеров «солженицыных» или песенных образов «макаревичей»?
Кейс с «русским языком 3», конечно, лишь один из примеров. Но, кстати, пример этот характеристичный, поскольку в визионарном ракурсе «мягкой силы» вопрос «чему учить» имеет лишь два ответа — нашему языку с культурой и всему прочему. Простых вариантов второго ответа не будет ни для среднего, ни для высшего образования: все мы живём не в безвоздушном пространстве, «мягкой силой» пользуемся не только мы, да и внутренней конкуренции никто не отменял. В особенности, если мы говорим об обучении там, на площадках СПМС. Только за год, прошедший с момента принятия нашей новой стратегии, мы имеем 7 кейсов отказа в полноформатном сотрудничестве по нашему образовательному портфелю для «старших аудиторий» в целом. Это лишь в программе развития зарубежной филиальной сети; а были кейсы и внутри страны.
Общая модальная позиция принимающей стороны примерно такая: «медицина — хорошо, ИТ и инженерное образование — очень хорошо, менеджмент — попробуйте, а вот социальной работы, журналистики и любой гуманитарщины нам от вас не надо». Это, безусловно, картина очень крупным мазком; но с учётом их весьма «плотной» настороженности даже к предложениям колледжа, исходная позиция более чем ясна.
С обучением здесь, у нас, на российских площадках, ситуация несколько проще. Хотя и тут есть большая перспектива для эффективного созидания, в т. ч. в рамках проекта «Образовательный продактинг». В первую очередь это обновление образовательного наполнения основных программ для обеспечения их дисциплинарной актуальности, борьба с перегрузом по учебной нагрузке и культурно-воспитательный акцент на подготовительных отделениях и факультетах. Очень хорошую перспективу имеет также комбинаторика, включая двойные дипломы и различные.
Как учить? На этом месте мы плавно переходим к следующему вопросу. А действительно, как учить, имея в виду максимальную эффективность в сумасшедших темпах жизни? О снижении нагрузки на обучающихся и контенте, адекватном спросу, уже сказано. Но открытая педагогика и взвешенное применение дистанционных технологий обучения также являются требованием времени, трендом и областью развития. Все ковидные ограничения оказали нам здесь медвежью услугу, нарушив баланс контактного и причастного образования и приведя к взаимному спросу на «удалёнку». Два года — это много даже для такой длинноцикловой индустрии, как наша. Один из самых важных аспектов образования, общение, встал под риски утраты; проявились, в связи с этим, определённые обеспокоенности и в отношении качества процессов и результатов.
Но не только тема бесшовной интеграции дистанционных и присутственных практик является зоной интереса в оценке экспортного потенциала нашего образования. Одна из лучших сегодня мировых инженерно-конструкторских школ копийно-компиляторна (не будем заниматься рискованной рекламой и называть её; всем и так понятно). Её успехи обусловлены изучением наилучших мировых практик и конкурентных решений с их последующим комбинированием методами обликового проектирования (кстати, это совсем непросто). Однако ключевое слово здесь не сказано — они изучают не все наилучшие практики, а лишь проверенные и подтвердившие свою работоспособность.
Для обучаемых нами иностранцев, здесь или на площадках в СПМС, наша избыточная «осовремененность» иногда заметнее нас самих, поскольку им есть с чем сравнивать. Примером приведу практики студентов‑медиков на манекенах, тренажёрах, фантомах — поддержка такой методологии у практикующих врачей в сообществах СПМС отнюдь не столь единодушна, как нам представляется. Не в смысле, что это плохо, а лишь в том смысле, что этого мало; навыки работы с реальными пациентами, в ряде случаев, они считают несопоставимо более востребованными. Мы, конечно, можем и дальше не замечать таких ожиданий и продолжать движение по такому пути Жванецкого (про самовар электрический), но тогда возрастает риск нашего конкурентного поражения на среднесрочном горизонте. «Мягкая сила», однако… примат привлекательности.
Хотя и прагматичность здесь тоже вполне уместно. Один производитель из «золотого миллиарда», на вопрос о целях их спонсорской поставки циклотрона в университет, ответил нам в том смысле, что обученные на их технике иностранцы, вернувшись в свои страны, будут продвигать идеи приобретения именно такого железа. На вопрос о том, оправданно ли это экономически (а циклотрон — это очень дорого), ответ был «так это же минимум на 30 лет». Вот и как это понимать? это бизнес-продвижение, «обучение продавцов» или та же самая «мягкая сила», только вид сбоку?
Кем учить? Тема педагогического обеспечения любого экспорта нашего образования имеет тем большее значение, чем ёмче наши задачи и шире ожидания. Самая классика обучения иностранцев информационным технологиям на русском языке в наших российских кампусах — одна сторона отрезка; школьное обучение мировой истории на родном языке в непосольских школах на площадках СПМС — другая его сторона. Даже для левой части интервала мы осознаём разницу: тюнинг подготовительного факультета с включением в его состав не только административных служб, но и кафедральных структур, тому пример; новые дисциплины блока социальной, правовой и культурной адаптации, включая курс по традиционным ценностям, ещё один. Но при работе в своих кампусах, на уровнях высшего образования, некоторые достижения имеются.
А вот для правой части дело пока обстоит не очень. Серьёзной проблемой для нас, к примеру, в проекте Бишкекского филиала, стал подбор ППСов не только в смысле освоения наших программ и планов для сохранения качества на должном уровне. С учётом специфики контингента (обучение в Киргизии студентов из третьих стран), все общие квалификационные ожидания весьма значительны и, пока, удовлетворяются не полностью. Работа командированными сотрудниками осложняется финансовой несостоятельностью такой модели, за исключением разовых и витринных акций. Кроме «обучения учителей» силами нашей кафедры современной педагогики, ясных и прямых вариантов особо и не просматривается. Планируем в этом году разработку первых образовательных продуктов по приоритетам охвата и материальности.
Такой же, кстати, подход выбран рабочим вариантом и в отношении всей программы «русский язык 3», начиная с китайского пула проектов. Видимо родственным он будет и для остальных проектов филиальной сети, как своих, так и партнёрских. А вот для проектов уровня среднего образования, тем более — в кампусах за пределами страны, мы, с грустной очевидностью, без государственной поддержки сделать сможем не очень много. Хотя стартовать такую активность проектом колледжа в Белоруссии мы видим целесообразным уже в этом году. По специфическим регуляторным причинам, как принимающей стороны, так и отечественным, это будет партнёрский проект.
Мы понимаем, что представляемая лёгкость этого белорусского проекта будет только кажущейся. И в других странах, с низким уровнем образовательного обеспечения, мы должны оценивать иные проекты, начиная с раскрытия посольских школ для местных детей и до современных начальных и средних локальных школ с преподаванием либо на двух языках, либо с преподаванием ряда предметов на русском языке. В первых кейсах учительский коллектив имеется, хотя возможно его нужно будет усиливать. А вот педагогическую базу учителей для группы вторых кейсов необходимо собирать. Стартовой опцией здесь видятся «преподаватели на отработке», причём двух разных категорий — отрабатывающие полученное ими «бесплатное» образование (3 года) или имеющие виды на профессиональные лифты (if any). Учителями таких проектов могут, безусловно, быть и «возвращенцы», т. е. подготовленные в российских педагогических кампусах специалисты; возможно — по специальным образовательным программам.
Соответственно, в этом году мы ожидали бы от кафедры педагогики совместного с дирекцией развития филиальной сети исследования о профильных деталях общего среднего образования в странах нашего приоритетного развития, ёмкостях их рынков, нюансах госполитики и практик финансирования экспорта педагогического образования в РФ. Это необходимо для того, чтобы определиться с потребностью инициации разработки профстандарта и соответствующего ФГОСа по специальности «педагог зарубежного образования» и либо начать соответствующий (-ие) проект (-ы), либо просто закрыть эту тему для нас на горизонте текущей стратегии.
Безусловно, дефицит педагогов со всеми необходимыми компетенциями и высокой мобильностью — общая проблема; но в СПМС-экспорте образования она критична.
Почём учить? Раз уж образование теперь услуга, преподавание — сервис, а высшая школа — бизнес, с надеждой на то, что всё это изменится, избежать темы финансирования мы сегодня не можем ни в чём. Не можем мы избежать её и в аспекте экспорта образования; тем более в ракурсе «мягкой силы». Как говорил персонаж Юрия Яковлева в бессмертной комедии Леонида Гайдая — «за чей счёт этот банкет?». Так же, как квартирный вопрос испортил москвичей, этот денежный вопрос испортил образование в самом плохом и глубоком смысле этого слова. Исходя из общего понимания об очень незначительном потенциале финансирования «мягкой силы» с ведомственных сторон, но понимая всю важность такого рода активности, и имея ряд прямо поставленных задач, нам нужно находить какие-то альтернативные решения и соответствующую схемотехнику.
Во‑первых, необходимо увидеть и удовлетворить весь прямой экспортный спрос на российское кампусное образование. Он не мал, но и не велик; он весьма конкурентен и, откровенно говоря, совсем не столько платёжеспособен в наших ценниках. А если учесть, что он ещё и не всегда предметный, ибо до 10% молодёжи имеют мотивами предпринимательские планы и/или матримониальные намерения, его стерилизация представляется весьма амбициозной задачей. Тем не менее, это понятный источник.
Во‑вторых, это всё-таки аллокированное федеральное финансирование. Так как оно исключительно российское кампусное, его перепрофилирования мы не ожидаем, а увеличения не прогнозируем. Особо рассчитывать на него мы не можем; и не станем.
В‑третьих, целевое финансирование российского экспорта бюджетами СПМС. Очень незначительный и сильно связанный источник, к тому же «обвязанный» агентами ещё больше, чем первая группа прямого спроса. Антагонист «мягкой силы» по своей сути, вряд ли достоин большего внимания, чем просто мониторинг окружения.
Вывод пока неутешительный: все проекты экспорта российского образования, кроме высшего во внутренних кампусах, самостоятельных источников для своего развития не имеют. Это не приговор, но тогда все проекты этой группы, без исключения, будут случаться в залоге экономической (финансовой, коммерческой) целесообразности. Очевидно, что любой инвестиционный менеджер во всех этих случаях будет думать о «мягкой силе» точно не в первую очередь. Соответственно, мощность потенциала для экспорта нашего образования, по сравнению с ёмкостью, существенно ограничена.
Главным образом по этой причине мы видим парадигмой образовательного экспорта только селективную работу по странам и регионам интереса на партнёрских основах.
Кто партнёры? Заключительный вопрос «семёрки», имеющий для нас, в связи со всем комплексом обстоятельств, ключевое значение; причём как для каналов экспорта в российских кампусах, так и для каналов экспорта посредством площадок в СПМС. Это вопрос о целесообразных партнёрах, с которыми можно ставить и решать образовательные экспортные задачи, включая те, что укладываются в ландшафты «мягкой силы».
По большому счёту, таких партнёрских ниш 4. Первая — сотрудничество с частными акторами образовательной индустрии и агентами. Такие партнёры наиболее готовы, доступны и, как правило, лучше остальных сонастроены на браунфилд-проекты. Их рабочий капитал чаще относится к сфере лоббизма, хотя в ряде стран представлены также и партнёры с денежными/доходными капиталами и материально-технической базой. Как группа, объединённая общими признаками, они универсальны — с ними можно исполнять проекты по обоим каналам экспорта, как «in», так и «out»; но в реале они обычно имеют весьма ясные лимиты, контуры рисков и рамки интересов.
Вторая ниша — взаимодействие с инициативными и идейными стейкхолдерами, часто спонсорами и/или благотворителями с мотивами служения. Представлены поуже (не везде) и могут поменьше (на стартовых этапах), чем партнёры первой группы; менее предметны, но весьма процессны. По содержательной логике должны бы проявлять политическую мотивированность, но за год интенсивного поиска нам такие субъекты пока не встречались. Прямая окупаемость вложений в совместные с ними проекты маловероятна, но эффективное партнёрство с ними в канале «out» в странах СПМС оптимально в проектах экспорта с инфраструктурными задачами (если есть деньги).
Третья ниша — это корпораты прямого или косвенного заказа, а также стратегические носители обусловленных задач присутствия. Их мало, буквально единицы; почти все они имеют доминирующую роль государства в управлении своим развитием и только потенциальный уровень готовности к самостоятельному развитию в образовательных векторах. Спрос на участие в любых проектах экспорта образования сегодня у таких партнёров весьма невелик и для их «пробуждения» наших возможностей не хватит. Даже новейший список поручений Президента России по итогам его Послания ФС в этом году, почти на треть так или иначе касающийся образования, существенных триггеров для вовлечения корпоратов в образовательный экспорт не содержит. Но потенциал для сотрудничества тут практически максимальный по обоим каналам.
Наконец, четвёртая группа партнёров, наиболее готовая в содержательном плане, но с очень разными потенциалами и наиболее конфликтная по своим интересам. Школы, колледжи и вузы СПМС, не «чемпионы» в своих странах, но находящиеся поблизости от «пьедестала». Имеющие хорошие развитийные стимулы любого свойства и/или не вынуждающие обстоятельства. Диспозитивные в своей регуляции и прямо не косные по убеждениям фактического руководства. Лучше с якорным заказом или ЦКС. Такие партнёры есть практически в любой СПМС, но генерализации сотрудничества с ними мешают пресловутые конфликты интересов (впрочем, они решаемы), явно донорские ожидания (кто бы нам помог) и отдельные психолого-карьерные соображения (ну…).
Отдельно скажем о разных гибридах и комбинациях двух базовых каналов экспорта, что более чем целесообразно, особенно на стартовых фазах системного развития. С высокой степенью достоверности мы предполагаем, что такие проекты могут иметь в партнёрах только другие образовательные российские учреждения (например, проект арабского филиала ВШЭ-РГСУ); но, в противофазе группе абзацем выше, это как раз должны быть «чемпионы»; в остальном же полный копипаст. Потому рассматривать их отдельной группой (а как и корпоратов, их тоже весьма немного), или подгруппой четвёртого множества — вопрос вкуса и выбора. Для нас они входят в 4‑ю группу.
Фокусы повестки, что пока вне системы Завершая представление позиции, коснёмся ещё 4‑х моментов, не нашедших своего места в структурном ансверинге, но присутствующих в качестве тем в сообществе.
Некоторые активисты экспорта российского образования призывают не только к его бесплатности для небезразличных (?) для нас контингентов, но даже и к гарантиям трудоустройства выпускников. Как всем нам хорошо известно, у нас есть некоторое количество собственных университетских инициатив по бесплатному для студентов образованию; но они все имеют совершенно понятные мотивы патриотического или гражданского свойства. В смысле экспорта российского образования бесплатность — крайне важная и очень дискуссионная тема. С одной стороны, это, несомненно, нужная «засевающая» социальная технология; и в отношении отечественного студенчества, к примеру, мы полностью среди её адептов и поддержантов. В отношении контингента СПМС наша позиция иная — бесплатность российского экспорта должна быть только форматом софинансирования/субсидирования; пусть даже для студентов она и будет выглядеть 100%-ой. Главная причина такой позиции состоит в том, что в обществах победившей хрематистики, любое бесплатное никто не ценит; более того, его очень скоро начинают воспринимать как должное, а потом — и как слабое. Всегда должен быть кто-то, кто способен спросить «вот оплатил я твоё образование; и что дальше?».
Что до побуждающей подпорки в виде гарантии трудоустройства — мы не можем даже для себя определиться с её целесообразностью и механизмами. И уж это точно не место для организации каких-либо привилегий иностранным студентам. Тем более, что в канале экспорта в российских кампусах некоторые такие преимущества у ребят из СПМС перед нашими студентами и без того присутствуют.
Важнейшим часто упускаемым моментом, при рассмотрении проблематики экспорта российского образования, является сегмент ДПО и переподготовки. Он не признаётся пока регулятором как часть системного образования (по нынешнему времени это есть возможная ошибка), хотя определённые шаги в сторону его институционализации уже предпринимаются. Представляется, что эта образовательная ниша, особенно вкупе с осторожными дебюрократизированными практиками аккредитации/нострификации вполне достойна внимательного изучения и возможного развития. Более того, здесь видны ещё и определённые хорошие перспективы для использования «out»-каналов.
Раз мы заговорили о нострификации, посмотрим на третий внеструктурный момент — признание полученных иностранцами российских дипломов, или дипломов нашего стандарта от филиалов и вузов‑партнёров, в третьих странах. Дело в том, что около 12..15% молодёжи, имещей аппетит к получению российского образования в канале «in», не планируют работать ни в России, ни у себя на родине. Они рассматривают всетакие возможности как свой образовательный транзит. Мы пока не собрали массив достаточных данных для того, чтобы оценить транзитную долю канала «out», но наша рабочая гипотеза, что эта доля скорее будет больше, чем в канале «in». Поскольку мы ещё недавно были сами сильно озабочены проблемой признания нашего образования за рубежом, целесообразно инвертировать все накопленные знания и наработки для повышения спроса на экспорт российского образования в замысле «мягкой силы». И тут, вероятно, тоже имела бы смысл предметная кампания, по аналогии с ДПО; особо принимая во внимание, что «мягкая сила» тут проявляет свой квадратичный характер.
И наконец, четвёртый фокус: некоторые наши коллеги рассматривают как отдельный раздел образовательного экспорта подготовку наших отечественных специалистов для работы за рубежом. За одним исключением из раздела «кем учить», это очевидно не так. Но к «мягкой силе» такой взгляд нас точно приводит. Более того, этот взгляд даёт нам возможность взглянуть ещё и на импорт российского образования, хотя это ни разу не наша задача. Оттуда очевидно, что содержание экспортного образования должно быть адаптировано к целям и задачам при балансе потребительского спроса с ожиданиями работодателей СПМС (что и нашему внутреннему наполнению совсем не помешало бы). Технологии экспортного обучения ожидают быть весьма грамотно сбалансированными по присутственным и удалённым практикам; материальную базу — чтобы позволяла делать долгосрочные коммуникативные закладки и устанавливать «якоря приязни», включая технологические. А педагогический состав принимающей стороны в большинстве СПМС видят местным с целесообразным проведением через программы переподготовки. И вот это там имеет гораздо больший приоритет, нежели любой прямой образовательный импорт (для них; для нас — экспорт).
В заключение затрону важный мотивационный аспект: перед началом прошлогодней приёмной кампании мы свернули свои международные платформенные активности, вместе выбрав как приоритет проект #StudyInRussia (конкуренция за операторство). Это была непростая, в целом, история, которая близка, как мы надеемся, к своему завершению; позитивному для нас. Но мы отдаём себе отчёт в том, что ожидаемое вовлечение в экспорт российского образование на новом уровне, наложит на нас и расширенные нормы ответственности. А поскольку работу лучше не делать вообще, чем делать её плохо, то многое из сказанного выше, если не всё, нам необходимо будет исполнить как минимум в объёме аналитико-синтетических исследований, обоснований, дорожных карт и проектов документов, не исключая и подзаконных.
И, в качестве уместной прививки от возможной эйфории, напомню нам всем о нашем самом серьёзном провале в исполнении Стратегии в части международной деятельности. Мы так и не добились каких-то значимых успехов в реализации проекта «Лига школ», одобренного Учёным советом ровно год назад.