Рынок международного образования оживает. Эксперты прогнозируют рост академической мобильности, вызванный отложенным за время пандемии спросом. По оценкам HolonIQ, количество студентов, обучающихся за рубежом, к 2030 году увеличится на 3 миллиона и достигнет отметки в 8 миллионов человек. Страныэкспортеры заработают 433 миллиарда долларов США, что в два раза больше показателя 2019 года. Насколько активно в текущих внешнеполитических условиях российские вузы смогут участвовать в конкурентной борьбе с ведущими университетами мира за наиболее подготовленных абитуриентов, с какими проблемами они сталкиваются и какие возможности для развития существуют, мы рассмотрим в этом обзоре.
После начала специальной военной операции Россия стала объектом санкционного давления со стороны стран коллективного Запада. В апреле 2022 года число введенных ограничений превысило 7 000. В западном медийном пространстве все российское подвергается моральному порицанию, и даже объявляется «безнравственным». Были отменены русские музыкальные фестивали в Швейцарии и Бельгии, запрещено участие россиян в международных соревнованиях, конкурсах, фестивалях, произведения Чайковского и Стравинского были исключены из репертуара зарубежных оркестров, а курсы по творчеству Достоевского — из программ ряда вузов.
В сфере международного образовательного сотрудничества было приостановлено участие россиян в работе международных и региональных организаций, заморожена реализация межправительственных соглашений, разорваны многолетние и многомиллионные межвузовские контракты. В марте 2022 года о прекращении партнерских отношений с российскими организациями объявили рейтинговые организации — QS World University Rankings и World University Rankings Times Higher Education. Был закрыт доступ пользователей к учебным курсам российских вузов на ведущих платформах открытого образования. Об ограничении работы объявили платформы по набору иностранных студентов.
Введенные ограничения инициировали активный процесс «импортозамещения». В качестве альтернативы западным рейтингам был выбран Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университетов». Идет активная работа по созданию национальной платформы массовых онлайн курсов. Ожидается, что в результате партнерства НИУ ВШЭ и ВКонтакте запуск нового проекта состоится уже летом 2022 года. Вузы активизировали свою деятельность в региональных филиалах и представительствах, объявлено о создании прокси-структур, призванных смягчить или обойти наложенные санкции.
Масштаб введенных ограничений и их всесторонний характер еще только предстоит осознать, как и тот факт, что влияние западных санкций выходит далеко за пределы утвердивших их стран Европы и Северной Америки. Особую обеспокоенность вызывает распространение санкций в гуманитарной сфере. С учетом разворачивающейся в российском общественном пространстве дискуссии об идеологическом и бескомпромиссном характере противостояния с коллективным Западом молодым иностранцам, принимающим решение поступить в российский вуз, теперь предстоит сделать не только профессиональный, но и идеологический выбор. Готовы ли вузы инкорпорировать новые идеологемы в свои маркетинговые стратегии — этот вопрос остается пока открытым.
Мировоззренческий выбор непосредственным образом связан с образом будущего. Для абитуриента и его родителей — это выбор профессии и места реализации профессиональных и личных амбиций. Текущий кризис обнажил остроту проблемы продвижения России как места не только учебы, но и работы выпускника российского вуза. Успех продвижения российских вузов будет напрямую связан с введением законодательно закрепленного права на проживание и трудоустройство в России для иностранных выпускников вузов. Такая возможность для иностранных выпускников своих вузов уже реализована в Канаде, что сделало эту страну одним из лидеров экспорта образования. Значительно продвинулась в этом направлении Великобритания, гарантировав возможность пребывания в стране в течение нескольких лет для иностранцев, окончивших свои вузы. Многолетнее обсуждение этих инициатив в российском профессиональном сообществе требует немедленных и кардинальных решений, без которых самые совершенные механизмы и инструменты продвижения не смогут обеспечить набор лучших и наиболее подготовленных студентов.
Главным направлением экспорта образовательных услуг российских вузов долгие годы являются страны СНГ. В новых условиях работать там станет значительно сложнее. За исключением Белоруссии эти страны не подверглись санкционной атаке. В настоящий момент наиболее сильные и продвинутые вузы этих стран остаются включенными в мировое образовательное пространство и активно используют эту ситуацию, в том числе занимая место российских вузов даже в таких областях, как преподавание русского языка как иностранного. В ближайшее время образовательные учреждения на постсоветском пространстве могут получить дополнительную финансовую и организационно-методическую поддержку для развития международных программ со стороны зарубежных: европейских, американских, турецких и китайских вузов, — которая будет направлена на их более активное включение в мировое образовательное пространство. Оказавшись в условиях необходимости выбора, эти вузы могут предпочесть гарантированный доступ к научным, информационным, финансовым ресурсам западного мира партнерству с Россией, и, возможно, стать в этом плане намного более привлекательными для своих абитуриентов.
Поворот на Восток, о котором так много говорится в последнее время, также требует значительной проработки. Развитие экспорта образования в страны Азии и Африки в новых условиях потребует значительных финансовых и организационных вложений. Маркетинговые экспромты, непродуманные акции, демпинг, сотрудничество на любых условиях — все это неизбежно скажется на качестве предоставляемых образовательных программ, приведет к долгосрочным репутационным потерям не только отдельных вузов, но и всего бренда «Обучение в России». Репутационные риски носят трансграничный характер. В результате СВО десяткам тысяч иностранных студентов из 155 стран мира пришлось прервать обучение на Украине. Перипетии их долгого и опасного пути домой широко освещались западной прессой. Немногие из них смогут вернуться для продолжения обучения. Российским вузам, продвигающим свои программы в Индии, Марокко, Турции, Нигерии, Китае — странах, откуда в Украину приезжало значительное число студентов, нужно быть готовым к эмоциональным выступлениям, обвинениям в свой адрес со стороны студентов, их родителей, агентов. От того, как удастся справиться с этой ситуацией, может зависеть успех продвижения в долгосрочной перспективе.
Важным направлением работы останется так называемая «интернационализация дома». Российским вузам предстоит отстаивать право и возможность взаимодействия с зарубежными вузами в условиях роста настроений изоляционизма и призывов к полному отказу от западных ценностей. Активизировалась полемика о выходе из Болонской системы. При всей дискуссионности вопроса о результатах внедрения Болонской системы сохранение согласованных стандартов и форм взаимодействия является особенно важным в периоды турбулентности. Общее понимание структуры и организации учебного процесса будут важной отправной точкой для развития связей, в том числе со странами Азии. Активное отстаивание позиций в этой области в долго срочной перспективе будет способствовать развитию международного сотрудничества.
Подведем итоги Окончание пандемии ведет к оживлению на рынке международных образовательных услуг и активизации на нем основных игроков. Конкурировать с ведущими университетами мира российским вузам придется в условиях санкций и враждебного информационного окружения. Преодоление законодательных, логистических и экономических барьеров станет возможным при осуществлении согласованных коллективных действий под общим брендом «Обучение в России».
Основным вызовом текущего момента становится необходимость его содержательной актуализации. Иностранным абитуриентам нужны четкие ответы на вопрос о системе ценностей общества, в котором им предстоит учиться, образе будущего, к которому оно стремится, и гарантированных возможностях продолжить здесь свое профессиональное развитие после окончания вуза.
Развитие экспорта образования потребует создания российских высокотехнологичных инструментов и решений, антикризисного репутационного менеджмента на традиционных образовательных рынках, поддержки российских государственных, общественных и деловых организаций. Объединение разрозненных вузовских маркетинговых инициатив под единым брендом позволит конкурировать с ведущими зарубежными вузами и будет способствовать дальнейшему развитию национальной системы образования. Может быть, действительно, этот кризис станет временем возможностей?