Подход к созданию национальных виртуальных университетов в разных странах варьирует и их модели тоже. К примеру, Баварский виртуальный университет (англ. The Bavarian Virtual University) в Германии является примером виртуального университетского городка, финансируемого государством. Кибер-университет АСЕАН (англ. ASEAN Cyber University), УНИСА (англ. UNISA) и Африканский виртуальный университет (англ. The African Virtual University) являются примерами региональных университетов. Открытый университет Великобритании (англ. The UK's Open University) и Открытый университет Индии имени Индиры Ганди (англ. India's Indira Gandhi Open University; IGNOU) являются международными виртуальными университетами. И чаще всего словом «Открытый» обозначаются именно виртуальные университеты.
В России в рамках национального проекта «Наука и университеты» работает проект «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС) — единое электронное образовательное пространство России, платформа, обеспечивающая электронную среду для полноценного образовательного процесса и возможность доступа с любой точки планеты.
Система содержит информацию обо всех онлайн-курсах в стране и результатах их освоения учащимися. Для этого был создан единый реестр онлайн-курсов путем интеграции образовательных платформ. Формирование и ведение реестра контролирует Минобрнауки России.
Рассчитанная на высшую школу государственная информационная система (ГИС) создана на базе информационного ресурса (портала), обеспечивающего доступ по принципу «одного окна» к онлайн-курсам, реализуемым различными образовательными платформами, и созданного в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».
В то же время в России катастрофически не хватает онлайн-программ на иностранных языках. На начало 2022 г. только 14 университетов России реализовывали 51 онлайн-программу на иностранном языке — online degree.
В условиях санкционного давления, когда фактически закрыт доступ к российским образовательным программам на международных платформах типа Coursera и EdX, необходимо постоянно пополнять иноязычный контент на существующих российских платформах-интеграторах и создавать различные модули на иностранных языках на самых разных информационных площадках. Более того, перед студентами, находящимися на дистанционной форме обучения, стоит задача: создать виртуальную языковую, научно-образовательную и социокультурную среду для успешной адаптации при переходе на очный формат обучения, то есть речь идет не только об обучении с применением ДОТ, но и о включении так называемой дистанционной социальной адаптации в жизнь университета и страны.
Современная ситуация, сложившаяся в высшем образовании, показывает, что проводить занятия с применением новых информационных технологий стало жизненно необходимо. При этом внедрение в учебный процесс онлайн-обучения должно не исключать традиционные методы обучения, а только дополнять их. Основная цель онлайн-обучения — сформировать устойчивую мотивацию совместными усилиями активно участвующих в процессе студентов и преподавателей.