ДОТ как жизненная необходимость
Автор: Вера Скоробогатова
Дата: 17 июля 2023
Аббревиатура «ДОТ» — дистанционные образовательные технологии — стала настолько привычной в обиходе образовательных организаций, что вряд ли сегодня можно представить образовательный процесс без ДОТ, особенно при организации дополнительного профессионального образования.
После пандемии стала очевидной необходимость разработать и реализовать новую, комбинированную модель образовательного процесса. В такой модели традиционное непосредственное взаимодействие студентов и преподавателей, практическая, научная и социальная деятельность в привычных формах должны сочетаться с использованием онлайн-курсов и тренажеров, с синхронным обучением в дистанционном формате, а также обеспечиваться цифровой дидактикой 1. Так появилось новое понятие — цифровая дидактика. Сегодня очевиден потенциал цифровых технологий для индивидуализации и оптимизации образовательного процесса, развития новых образовательных программ.
________________________________________________________________________________
1 Аналитический доклад «Уроки «Стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее». // https://www.hse.ru/data/2020/07/06/1595281277/003_%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4.pdf
В российской практике онлайн-модель экспорта образования впервые была обозначена в приоритетном проекте «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (2017 г.) как одна из целевых моделей деятельности российских вузов по экспорту образования. Появление этой модели объясняется широким распространением массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и онлайн-обучения, под которым в нашем исследовании мы понимаем форму дистанционного обучения, предполагающую активное синхронное взаимодействие педагогических работников с обучающимися с помощью средств электронного обучения в сети Интернет. Под онлайн-моделью экспорта образования же мы понимаем предоставление образовательных услуг иностранным гражданам с помощью средств электронного обучения в сети Интернет.
Мобильное обучение — важная стратегия развития образования. По определению ЮНЕСКО, «мобильное обучение подразумевает использование мобильной технологии как отдельно, так и совместно с другими информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), для организации учебного процесса вне зависимости от места и времени обучения» 1. Уникальными преимуществами мобильного обучения, по мнению экспертов ЮНЕСКО, являются:
  • расширение возможностей и обеспечение равного доступа к образованию;
  • персонализация обучения;
  • мгновенная обратная связь и оценка результатов обучения;
  • обучение в любое время и в любом месте;
  • эффективное использование времени на занятиях в аудитории;
  • формирование новых сообществ обучающихся;
  • поддержка ситуационного обучения;
  • развитие непрерывного «бесшовного» обучения;
  • обеспечение связи между формальным и неформальным обучением;
  • минимизация нарушений образовательного процесса в зонах военных конфликтов или стихийных бедствий;
  • помощь учащимся с ограниченными возможностями здоровья;
  • повышение качества коммуникации и управления;
  • максимизация эффективности затрат 2.
Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) на своей 40-й сессии в ноябре 2019 г. в целях реализации Целей устойчивого развития утвердила Рекомендации об открытых образовательных ресурсах (ООР), направленные на достижение пяти целей:
  • наращивание потенциала заинтересованных сторон по созданию и обеспечению доступности, повторному использованию, адаптации и вторичному распространению ООР;
  • разработка стимулирующей политики;
  • поощрение создания качественных ООР, соответствующих принципам инклюзивности и справедливости;
  • содействие созданию моделей обеспечения устойчивости ООР;
  • содействие международному сотрудничеству 3.
________________________________________________________________________________
1 Аналитический доклад «Уроки «Стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее». // https://www.hse.ru/data/2020/07/06/1595281277/003_%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4.pdf
2 Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения. ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. 2015. Электрон. дан. Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/ 3214738.pdf.
3 Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения. ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. 2015. Электрон. дан. Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/ 3214738.pdf (дата обращения: 22.09.2021).

Analytical report "Lessons of the "Stress Test": universities during the pandemic and after it"

Recommendations on Open educational resources (OER) UNESCO Official Portal

UNESCO Recommendations on Mobile Learning Policy. UNESCO [Electronic resource]. 2015
С точки зрения хронологии можно представить эволюцию ООР следующей схемой:
Ассоциация европейских университетов в феврале 2021 представила доклад видения высшего образования к 2030 г. «Университеты без стен», в котором «Университеты определены как открытые, трансформирующиеся и транснациональные. Природа и структура университетов будут гибридными: университеты физические и виртуальные будут продвигать развитие двух пространств при тесном взаимодействии с обществом. Физическая и цифровая среды трансформируются в единое целое; это обеспечит гибкость деятельности и, в конечном счете, сформирует «университеты без стен».
Сегодня в разных странах появляются национальные виртуальные университеты, финансируемые правительствами. По данным ЮНЕСКО, в мире функционирует более 115 виртуальных университетов4. По мнению экспертов ЮНЕСКО, создание национальных виртуальных университетов позволяет правительствам:
  • сконцентрировать высококачественные технические и кадровые ресурсы;
  • сосредоточить усилия виртуального университета на насущных потребностях национального рынка труда или системы образования;
  • использовать и развивать существующую инфраструктуру интернет-технологий;
  • поддерживать развитие электронного обучения в традиционных образовательных организациях;
  • обеспечивать преимущества национальным программам электронного обучения перед зарубежными;
  • экспортировать образовательные программы электронного обучения в другие страны на национальных языках, что может возместить часть расходов на их создание.
________________________________________________________________________________
3 Рекомендации об открытых образовательных ресурсах (ООР) //Официальный портал ЮНЕСКО Эл.ресурс: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=49556&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html
4 D'Antoni, S. The virtual university: Models and messages [Электронный ресурс] / S. D'Antoni. UNESCO. 2010. Электрон. дан. Режим доступа: www.unesco.org/iiep/virtualuniversity/home.php, свободный. (дата обращения: 08.04.2021).
Подход к созданию национальных виртуальных университетов в разных странах варьирует и их модели тоже. К примеру, Баварский виртуальный университет (англ. The Bavarian Virtual University) в Германии является примером виртуального университетского городка, финансируемого государством. Кибер-университет АСЕАН (англ. ASEAN Cyber University), УНИСА (англ. UNISA) и Африканский виртуальный университет (англ. The African Virtual University) являются примерами региональных университетов. Открытый университет Великобритании (англ. The UK's Open University) и Открытый университет Индии имени Индиры Ганди (англ. India's Indira Gandhi Open University; IGNOU) являются международными виртуальными университетами. И чаще всего словом «Открытый» обозначаются именно виртуальные университеты.
В России в рамках национального проекта «Наука и университеты» работает проект «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС) — единое электронное образовательное пространство России, платформа, обеспечивающая электронную среду для полноценного образовательного процесса и возможность доступа с любой точки планеты.
Система содержит информацию обо всех онлайн-курсах в стране и результатах их освоения учащимися. Для этого был создан единый реестр онлайн-курсов путем интеграции образовательных платформ. Формирование и ведение реестра контролирует Минобрнауки России.
Рассчитанная на высшую школу государственная информационная система (ГИС) создана на базе информационного ресурса (портала), обеспечивающего доступ по принципу «одного окна» к онлайн-курсам, реализуемым различными образовательными платформами, и созданного в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».
В то же время в России катастрофически не хватает онлайн-программ на иностранных языках. На начало 2022 г. только 14 университетов России реализовывали 51 онлайн-программу на иностранном языке — online degree.
В условиях санкционного давления, когда фактически закрыт доступ к российским образовательным программам на международных платформах типа Coursera и EdX, необходимо постоянно пополнять иноязычный контент на существующих российских платформах-интеграторах и создавать различные модули на иностранных языках на самых разных информационных площадках. Более того, перед студентами, находящимися на дистанционной форме обучения, стоит задача: создать виртуальную языковую, научно-образовательную и социокультурную среду для успешной адаптации при переходе на очный формат обучения, то есть речь идет не только об обучении с применением ДОТ, но и о включении так называемой дистанционной социальной адаптации в жизнь университета и страны.
Современная ситуация, сложившаяся в высшем образовании, показывает, что проводить занятия с применением новых информационных технологий стало жизненно необходимо. При этом внедрение в учебный процесс онлайн-обучения должно не исключать традиционные методы обучения, а только дополнять их. Основная цель онлайн-обучения — сформировать устойчивую мотивацию совместными усилиями активно участвующих в процессе студентов и преподавателей.
Вера Скоробогатова
Исполнительный директор Центра компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС. Ведущий федеральный эксперт по вопросам международного образования, международного научного сотрудничества университетов, признания иностранного образования.