Сейчас, когда российские вузы завершают рекрутинговую кампанию 2021 года и уже можно оценить основные тенденции, которые сложились в этом сезоне, очень интересно обсудить новый формат представления вузов для зарубежной аудитории — виртуальные студенческие выставки и ярмарки. Начав развиваться в качестве ответа на пандемические ограничения как попытка перенести привычные ощущения от участия в выставках из реального мира в виртуальный, онлайн-выставки рассматривались как временная замена традиционным очным мероприятиям.
Сегодня можно уверенно сказать, что перенос выставочной деятельности вузов в онлайн состоялся, и она зафиксировалась как отдельная отрасль, которая работает по своим правилам, предлагая университетам эффективные способы привлечения иностранных студентов.
Центр экспорта образования выступил одним из первых организаторов онлайн-выставок и презентаций под эгидой гибридных методов рекрутинга иностранных студентов. По нашему мнению, в новых условиях по-настоящему эффективные для абитуриентов онлайн-выставки должны быть результатом усилий всех вовлеченных сторон: Центра экспорта образования как организатора, его широкой сети иностранных партнеров и, конечно, самих университетов. Работая в тесной связке, мы все вместе регулярно повышаем качество и эффективность проведения мероприятий, что подтверждается и доступными нам объективными показателями, и экспертными оценками коллег относительно динамики развития индустрии образовательных онлайн-выставок.
За короткий срок мы прошли путь от проведения онлайн-презентаций в формате марафонов Global RED до сложных и логически выверенных многодневных мероприятий RED Expo, когда каждый день мы проводим различные активности и используем разные инструменты для привлечения и удержания внимания абитуриентов. Исходя из нашего опыта, мы хотим поделиться наблюдениями о лучших практиках по участию вузов в таких мероприятиях и перспективах развития международного сектора привлечения иностранных студентов в контексте гибридных систем рекрутинга.
Как устроен формат RED Expo?
Онлайн-выставка RED Expo представляет собой много-функциональную площадку для организации системного набора иностранных студентов в основных макрорегионах, являющихся донорами иностранных студентов. Для ее проведения привлекаются ресурсы международной сети партнеров Центра экспорта образования, организуется масштабная рекламная кампания в целевых регионах, идет подготовка унифицированных рекламно-информационных материалов в формате посадочных интернет-страниц (лендингов) и презентации, проводятся прямые трансляции для потенциальных абитуриентов с применением технологий телевещания и бизнес-сессии для рекрутинговых компаний. В течение всего периода проведения мероприятия происходит сбор заявок от потенциальных абитуриентов и их вовлечение в активности RED Expo путем информирования через социальные сети, рассылок электронных писем и общения в мессенджерах.
Рекомендации для университетов
Найдите баланс между информированием и презентацией
Онлайн-выставки для университетов — это, в первую очередь, возможность представить всю полноту информации о себе на выставочной странице (стенде) и эмоционально и ярко презентовать себя во время прямого эфира. Принципы работы онлайн-выставок позволяют абитуриентам получить все интересующие их сведения в комфортной и удобной обстановке. Поэтому все подробности о необходимых для поступления документах и датах начала и окончания работы приемной комиссии разместите на стенде, а презентацию используйте для создания положительного эмоционального впечатления: расскажите о карьерных перспективах выпускников, головокружительной студенческой жизни, больших возможностях для самореализации и уникальном шансе получить незабываемый опыт проживания в вашем регионе.
Сформируйте и постоянно пополняйте коллекцию фото- и видеоматериалов
Сегодня, как никогда ранее, очень большое внимание следует уделять качеству маркетинговых материалов, которые олицетворяют университет. Они должны не только информировать о возможностях получения образования, но и вызывать приятные впечатления. Это правило касается не только цифрового контента, который вуз размещает в социальных сетях, но и любого электронного буклета и баннера. Несмотря на наличие различных медиа банков, бесплатных фотографий и видеороликов, мы призываем вас создавать собственный, уникальный контент, который позволит выделиться из общего ряда и, поверьте, создаст у читателя и потенциального абитуриента благоприятное ощущение от знакомства с вашим вузом — ведь, предлагая уникальный контент, вы проявляете свою заботу о нем уже сейчас, еще до того, как он стал вашим студентом.
Участвуйте в онлайн-выставках только в том случае, если готовы эффективно обработать полученные результаты
В течение периода проведения онлайн-выставки вам могут поступать обращения от потенциальных абитуриентов, однако еще больше абитуриентов не станут вам писать в силу различных причин. По окончании онлайн-выставок организаторы, как правило, отправляют всем участникам полную базу полученных заявок и регистраций с указанием, по возможности, приоритетного для абитуриента направления подготовки. Это самый главный результат участия вуза в онлайн-выставке, поэтому бережно отнеситесь к полученному массиву данных. Используйте все каналы коммуникаций, чтобы завоевать сердце абитуриента — недостаточно только отправить электронное письмо, пригласите их на личное собеседование через сервисы видеоконференцсвязи, проведите виртуальный тур по университету, подпишите на свои социальные сети!
Начните работать с партнерами по рекрутингу
Неотъемлемой частью онлайн-выставок, которые проводит Центр экспорта образования, является постоянное присутствие рекрутинговых компаний, причем не только из целевых регионов: содействие установлению рабочих отношений между российскими вузами и иностранными рекрутерами лежит в основе нашей деятельности. Рекомендуем более внимательно присмотреться к таким организациям. Дело в том, что, пройдя через последствия пандемии, многие рекрутеры пересмотрели свои ценности и склонны отказываться от неочевидной перспективы погони за длинным денежным знаком, сотрудничая с десятками вузов одновременно, в пользу более спокойных форматов отношений, построенных на лояльности одному вузу, вплоть до оказания дополнительных услуг помимо рекрутинга, как, например, представление интересов вуза на местных образовательных выставках, исследование рынка и размещение рекламы.