С начала пандемии коронавируса прошло полных три года, и за это время технологии дистанционного обучения покинули пределы заочной формы, преобразились и прочно вошли в образовательный процесс в десятках вузов и колледжей по всей стране. В программы бакалавриата и магистратуры внедряются различные способы учиться онлайн, появляются целые учебные планы, подходящие для дистанционного обучения и позволяющие получать образование или проходить курсы из любой точки города, страны и мира, контролируя свой распорядок дня. Стоит, однако, сказать, что дистанционное образование не всегда имело такой успех, даже несмотря на то, что приблизительно в нынешнем своем виде оно начало свое существование еще в нулевых годах текущего столетия.
Говоря об онлайн-образовании, чаще рассматривают технологии, инструменты, способы его выгодно продать, рассуждают о перспективах его развития — в общем, обсуждают его только в качестве продукта и с перспективы производителя или дистрибьютора. Что же по конечному пользователю — студенту?
Все мы помним, как началась эпоха перевода образования в онлайн. Болезненно, тяжело и медленно. Кто в 2020‑м не иронизировал над лаем собаки, исходящим от микрофона одногруппника, не сидел на паре в восемь утра в пижаме, проснувшись пять минут назад, и не паниковал из-за сломавшейся аккурат перед экзаменом веб-камеры?
Кроме шуток и иронии, в самом начале такой учебы вреда было больше, чем пользы, что, в общем-то, дало весьма очевидные последствия на первой же экзаменационной сессии в конце неполного онлайн-семестра. Причем речь сейчас идет не только (и не столько) о снижении успеваемости (читать как: возросшем количестве пересдач). На дистанте проблемы оказались несколько иными, чем на очной форме.
Проблемы и потребности мы рассматривать будем в отрыве от восприятия образования как продукта, соответственно, увидим ситуацию не взглядом маркетолога или менеджера по продажам, а взглядом студента непосредственно.
Дисклеймер: следующие несколько абзацев не представляют интересы производителей и дистрибьюторов образования и являют собой коллективную студенческую рефлексию, приведенную в единый формат.
Для сбора данных был размещен анонимный опрос в интернете, продвигался он с помощью «сарафанного радио» в кибер-формате — через пересылку сообщений студентами другим студентам, участие в нем приняло около ста студентов по всей стране; респонденты были поделены на две группы: учившиеся на дистанте во времена пандемии и те, кто учится на дистанте сейчас. Несмотря на малую выборку, тенденции, отраженные в ответах, видно невооруженным глазом.
Общей проблемой, с которой столкнулись студенты на онлайн-учебе, оказались перебои связи во время занятий. Около 85% «коронавирусных» студентов и 60% тех, кто учится дистанционно сегодня, отмечали частой проблемой ухудшение связи, «лаги», в том
числе звуковые, а также полный разрыв соединения во время онлайн-занятий. Некоторые участники опроса связывали это не только с проблемным интернетом у них дома, но и с тем, что преподавателям приходилось лавировать между онлайновыми и очными занятиями в течение рабочего дня и проводить онлайн-пары, используя почти испустившую дух университетскую технику со слабым соединением.
Около 60% респондентов из первой группы отметили нежелание некоторых преподавателей знакомиться с современными технологиями и учиться вести занятия в непривычном для них формате. Из-за этого, как отмечают некоторые респонденты, в начале дистанционной учебы определенное количество предметов просто выпало из расписания занятий, а на протяжении всего карантинного периода это, хоть и незначительно, но все же ухудшало качество преподавания и усвоения материала. Однако, ситуация, судя по всему, улучшилась со временем: только треть опрошенных сегодняшних студентов отметили такую тенденцию.
Хотя концентрация, мотивация и качество знаний — вещи сугубо субъективные, и оттого их трудно привести к общему знаменателю в статистике, здесь тоже наблюдается определенный курс: почти две трети опрошенных отметили ухудшение у себя концентрации во время дистанционной учебы. А вот с мотивацией и качеством знаний на дистанте ситуация получше: примерно половина всех опрошенных не отметила у себя изменений по сравнению с очной учебой.
Среди тех, кто учился дистанционно во времена изоляции, 35% отметили ситуацию, в которой они не имели возможности сдать экзамен онлайн по техническим причинам. Неполадки с веб-камерой, например, в ряде случаев являлись весомым доводом в пользу того, чтобы отстранить студента от дистанционного экзамена. Некоторые студенты оказались заложниками проблем с интернет-соединением и были вынуждены сдавать экзамены довольно нетривиальным способом — по телефону. Среди опрошенных студентов, обучающихся на дистанте сегодня, подобной проблемы обнаружено не было.
С проблемами разобрались. Что с потребностями?
Ответ легко находится в этих же данных.
Прежде всего, студентам хотелось бы заниматься со стабильным по обеим сторонам интернет-соединением. Мало кто готов был раньше и готов сейчас переподключаться к занятию бесчисленное количество раз и пропускать важные пункты в конспекте из-за пропавшего звука. И если со своей стороны студент может наладить подключение своими силами, то университету требуется комплексный подход. А для начала можно хотя бы обойтись без того, чтобы все девяносто студентов потока одновременно включали свои веб-камеры, сидя на лекции, и составить расписание таким образом, чтобы преподавателям не приходилось переключаться между очными и дистанционными занятиями в течение одного рабочего дня.
Кроме того, студенты видят ясную необходимость в том, чтобы преподаватели умело пользовались технологиями дистанционного обучения: платформами для ВКС, СДО; искали и применяли новые решения. Это абсолютно логично, ведь проведение занятий, особенно практических, по старинке, с монотонным зачитыванием материала и вызовом к воображаемой доске студентов с воображаемым мелом в руке несет очевидно меньше пользы, чем использование современных, специально разработанных под этот формат обучения инструментов. Снижение качества знаний из-за не подходящего к ситуации решения, даже незначительное — это все еще снижение качества знаний. И студенты беспокоятся об этом не меньше преподавателей!
Что касается мотивации и концентрации, то здесь, с одной стороны, проблема самоорганизации студента, а с другой стороны — снова проблема организации учебного процесса. Завлекать живую аудиторию и удерживать фокус на себе и своем рассказе, стоя за трибуной или у доски, мы умеем давно, но теперь пора научиться удерживать на своей презентации еще и внимание кибер-аудитории, видя ее лишь на экране компьютера.
Тяжелые во всех отношениях времена принудительного дистанта оказались очевидно плодотворными для онлайн-образования. Если раньше преподавателям было тяжело вести пары онлайн, подавать материал перед камерой и с помощью демонстрации экрана, а студентам — усваивать его в таком режиме, то сейчас этот процесс, в общем, обходится без серьезных трудностей. Осталось начать смотреть на дистанционное (да и очное тоже) образование не только с позиции «как его продвинуть и продать», но и с позиции «как мне здесь учиться» — позиции студента, конечного потребителя образовательных программ и услуг и будущего специалиста, выученного на такой программе. Времена меняются, жизнь становится быстрее, ритм жизни и потребность современной молодежи охватить все и сразу необходимо учитывать при построении процесса онлайн-обучения. При должном усилии онлайн-образование может стать даже эффективнее очного.