— Уважаемая Надежда Юрьевна, благодарю Вас за возможность для интервью. Расскажите, пожалуйста, о приоритетах, целях и задачах проекта «Искусственный интеллект» Университета 2035 Национальной технологической инициативы. Национальная технологическая инициатива (НТИ) во главе с Д.Н. Песковым является основным институтом развития прорывных цифровых технологий, три года назад был создан Университет Национальной технологической инициативы — Университет 2035. Проект «Искусственный интеллект» стартовал с 2019 года, и основной его целью является формирование экосистемы университетов и компаний — технологических лидеров по созданию условий мирового лидерства России в области технологий искусственного интеллекта.
— Насколько значимую роль в реализации разработок НТИ в сфере образования играет Университет 20.35? Университет 20.35 был учрежден на базе НТИ несколько лет назад, и с тех пор он стал не только системой подготовки кадров для цифровой экономики, но и институтом развития и глобальным центром создания новых технологий, форм, программ и платформенных решений для российского образования. Основой Университета является собственная платформа на базе уникального технологического модуля, который интегрируется с системами таких организаций, как Массачусетский технологический институт, Гарвардский университет и т. д. Эта платформа объединяет очень большое количество специалистов и экспертов, а также все школы и вузы.
— Как устроен Университет 20.35? Одна из целей развития Университета 20.35 — создание и апробация новой модели развития человека на основе датацентричной инфраструктуры. Сейчас мы сочетаем в себе информационную инфраструктуру, исследовательскую деятельность, а также университетскую организацию нового типа, которая обучает более миллиона человек по программам различной продолжительности — и дает доступ к очень большому количеству образовательных онлайн-ресурсов, различным формам игровых технологий и методам проведения профессиональной диагностики. Также, в нашей экосистеме работает сеть «Точек кипения», «Кружковое движение» и т.д. И, конечно, важная часть нашей системы — IT-компания — платформа НТИ, поскольку мы помогаем выстраивать профессиональный аспект образовательной траектории каждого участника.
— Каким образом школьники и студенты могут стать частью этого проекта? Каждый желающий принять в нем участие должен пройти регистрацию на портале
www.leader-id.ru. Там вам будет предложено заполнить анкету и пройти диагностику, зачастую в формате квеста, в результате чего мы получим первичный набор ваших компетенций и можем спрогнозировать ваш идеальный профессиональный образ и подобрать необходимые для его формирования образовательные программы. Нужно отметить, что уже на этом этапе в работу включается искусственный интеллект — именно он подбирает персональную траекторию обучения и рекомендует те или иные курсы.
Что касается процесса обучения, то оно у нас практико-ориентированное и построено на реальных кейсах ведущих компаний. Например, дата-сайентисты в процессе обучения пишут скрипты, работают с реальными данными, разрабатывают сервисы, которые в дальнейшем могут быть использованы нашими организациями-партнерами в своей работе. По окончании обучения слушатели получают сертификат Университета 20.35 и того вуза либо корпорации, чьи курсы они прослушали. Отмечу, что в целях предоставления нашим слушателям возможности получения образования по прорывным технологиям международного уровня мы сотрудничаем не только с российскими, но и с иностранными учебными заведениями. И, конечно, мы не зацикливаемся только на образовании в сфере информационных технологий, а ориентируемся на все отрасли национальной экономики, не забывая о том, что в каждой из них мы все-таки концентрируемся на прорывных цифровых технологиях.
— Учитывая масштабы деятельности, Университет 20.35 должен быть обладателем данных о «золотом» фонде профессионалов в сфере прорывных технологий. Как происходит систематизация и дальнейшее использование этой информации? В системе Университета 20.35 есть сведения о более чем 1 миллионе слушателей различных программ и участников наших активностей. Для представления информации об их опыте и персональных траекториях развития мы применяем такой инструмент как цифровой компетентностный профиль. Это огромный массив big data, который не просто несет в себе информацию о персональных и профессиональных данных и связках с различными объектами системы, но, в первую очередь, является таксономией, которая представляет собой систему структурированных компетенций. Конечно, это практически неисчерпаемая база, как для кадровых агентств, так и для корпораций и органов исполнительной власти различных уровней. Каждый из этих людей обладает практическими компетенциями, приобретенными в процессе обучения и регулярно оттачиваемыми на мероприятиях «Точек кипения», за участие в которых они также получают баллы, которые, в свою очередь, заносятся в персональное портфолио.