/
Обзор: кампусы в научных зарубежных публикациях
Кампусы — не новое явление. Например, основная часть кампуса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого была построена в 1900–1905 годах.

Кампусы, или как их называли ранее студенческие городки, пока преимущественно построены еще во времена существования СССР. Реализуется большая программа строительства новых и расширения существующих кампусов. В информационном пространстве России ведутся дискуссии о том, что должно быть в кампусе, как он должен быть организован, что должен получить город, частью которого является кампус, как улучшится жизнь студентов после его постройки и т. д. Любопытно, что основная часть публикаций в научной литературе в зарубежных изданиях касается других вопросов, актуальных для инфополя Европы и США. При этом анализируя то, о чем пишут наши заклятые друзья мы можем сделать вывод, есть ли что-то полезное для нас в их опыте. Любопытными результатами поиска по данной тематике и хотелось бы поделиться.
Наиболее цитируемой публикацией по словам «campus» и «university» в системе Scopus является «Campus Sexual Assault: A Systematic Review of Prevalence Research From 2000 to 2015» — 305 цитирований. Поднята проблема сексуального насилия в кампусах США в период с 2000 года. Актуальность для нашей страны вызывает сомнения.

Второй наиболее цитируемой публикацией (288 цитирований) ожидаемо является «Faculty Service Loads and Gender: Are Women Taking Care of the Academic Family?» Авторы провели анализ 140 организаций и выявили, что в среднем женщины-преподаватели выполняют значительно больше работы, чем мужчины, с учетом ранга, расы/этнической принадлежности и области или отдела.
Третьей наиболее цитируемой публикацией является: «Are we in crisis? National mental health and treatment trends in college counseling centers». Статью процитировали 164 раза. Авторы проанализировали работу 340 университетских центров психологической помощи за 5 лет. Выявлено повышение стресса, депрессии, и беспокойства. Авторами отмечено, что при этом проблем с питанием в местах проведения оценки не выявлено.
Еще одна цитируемая публикация (235 цитирований) по этой теме: «Increased rates of mental health service utilization by U. S. College students: 10‑year population-level trends (2007–2017)». В статье представлен анализ результатов обследований 155 тысяч студентов из 196 кампусов, который показал рост приобретенных пожизненных диагнозов с 2007 по 2017 с 22% до 36% соответственно.
Конечно, такой вал проблем требует решения. Статья «Changes in alcohol use as a function of psychological distress and social support following COVID‑19 related University closings» 140 цитирований) сообщает, что анализ потребления алкоголя у 1958 студентов показал рост в течение месяца. При этом те студенты, кого поддерживали социально, испытывали меньшую потребность в алкогольной поддержке обучения.
Если студентам требуется пить, то понятно, что и вопрос еды не мог быть обойден в самых популярных публикациях. В статье «College students and eating habits: A study using an ecological model for healthy behavior» (136 цитирований) указано, что нездоровые перекусы, высококалорийная еда и прочие враги успешного студента вызваны отсутствием привитой культуры питания от родителей, отсутствием вовлечения в приготовление еды и низкой физической активностью. Тема развита в статье «Student Hunger on Campus: Food Insecurity Among College Students and Implications for Academic Institutions» — выявлено, что 15% студентов испытывают проблемы с питанием.
Другое решение проблемы в США описано в статье «College student marijuana involvement: Perceptions, use, and consequences across 11 college campuses». Участниками исследования были 8141 студентов из 11 университетов. Авторы отмечают, что требуются дополнительные исследования для анализа последствий снятия запрета.
Авторы другой статьи (так-же из США) решили, что студенты могут испытывать обе проблемы и опубликовали статью «Simultaneous Alcohol and Marijuana Use Among College Students: Patterns, Correlates, Norms, and Consequences».
Авторы статьи «The relationship between corporate social responsibility, job satisfaction, and organizational commitment: Case of Pakistani higher education» из Пакистана попробовали проанализировать связь удовлетворенности работой и обязательство организации кампуса. Ожидаемо, что была выявлена высокая связь. Выявлено, что у участников теста, подходящих под тематику статьи, «significantly higher perceived peer and friend norms than nonusers».
Конечно, нужно как-то перемещаться по большому кампусу. В статье «To scoot or not to scoot: Findings from a recent survey about the benefits and barriers of using E‑scooters for riders and non-riders» авторы опросили 1256 сотрудников вузов и выявили, что 36% из них используют электроскутеры для перемещения.
В свою очередь, журналистами были проведены исследования, как студенты и сотрудники университетов добираются до кампуса. Например, в статье «The effectiveness of parking policies to reduce parking demand pressure and car use» описан анализ пути до University of Michigan. Авторы выявили, что вопросы не связанные с ценой парковки (время на поиск места, время от парковки до кампуса), мало интересуют сотрудников.
Модную тематику цифровых двойников для кампусов представили в статье «Developing a Digital Twin at Building and City Levels: Case Study of West Cambridge Campus». Здесь описан весь процесс цифровизации кампуса, что, безусловно, может быть полезно для его оптимизации.
В статье «International students' experiences in China: Does the planned reverse mobility work?» авторы обсудили вопрос о том, являются ли кампусы вузов в Китае местом притяжения для студентов из Азии и способствуют ли они тому, что те остаются в Китае навсегда.
Тематикой исследований становится даже вопрос, куда смотрят студенты, когда ходят по кампусу: «Eye movements during everyday behavior predict personality traits». В данной статье описывается исследование, в котором приняли участие 42 студента, которых отправляли на различные поручения по кампусу. Авторы пришли к выводу, что, исследуя движения только глаз, можно выявить такие показатели как невротизм, экстраверсия, покладистость, добросовестность и перцептивное любопытство.
Классические статьи о кампусах тоже цитируются, но мало. Например, статья «The campus as a smart city: University of málaga environmental, learning, and research approaches» рассматривает применение IoT (интернета вещей) на примере кампуса Государственного университета Малаги, всего 44 цитирования.
Любопытна методика оценки кампусов, предложенная в статье «Campus score: Measuring university campus qualities». Авторы отмечают, что по сравнению с Шанхайской методикой оценки, она более адекватно прогнозирует показатели количества выпускников и «freshman retention» — долю оставшихся обучаться после 1 года, можно перевести как «удержание первокурсников». Авторами предложен индекс «Campus score», вычисляемый по ряду параметров. При этом оценка базируется не только на показателях рейтингов, но и на анализе данных геоинформационных онлайн-сервисов (OpenStreetMap, Google Earth images). Даже географическую структуру кампуса авторы оценивают по 7 показателям, каждый из которых имеет 3 значения. Два основных выходных параметра (удержания первокурсников и количество выпускников) связаны с 3 группами критериев (urban, green, living). После анализа большого массива данных, авторы пришли к выводу, что, современность и правильное формирование кампуса не полностью определяют его успешность (здания — не самое главное), но сформированная «restorative environment» — «восстановительная среда» — снижает общий стресс обучающихся и шансы на их перевод из образовательного учреждения.
Поиск в отечественной системе РИНЦ по ключевому слову «кампус» с 2015 года показал малое число высоко цитируемых статей. Например, самая цитируемая статья набрала только 52 цитирования (обзорная статья по тематике социализации в вузе). Далее публикации касаются социальной адаптации, разработки и внедрения компьютерных средств обучения в учебный процесс физического воспитания в вузе, архитектурных вопросов обучения. Примечательно, что методы математического анализа, позволяющие составить адекватные методики на основании количественно измеренных данных применяются в малом числе высокоцитируемых публикации в РИНЦ.

Общим выводом из представленных публикаций является то, что кампус — сложная система взаимодействия обучающего и обучаемого. Важным является не только первостепенное — чему учить, но и то, как учить, а также где отдыхать и восстанавливаться после обучения. В условиях свободы выбора наиболее привлекательными будут те кампусы, где на основании количественных методик будет спланирован наиболее эффективный по объему усваиваемых знаний и менее травматичный процесс обучения.
Алена Шуметова

Руководитель центра международной деятельности и медиакоммуникаций — АГНИ