Новые вызовы – новые решения

Согласно федеральному проекту «Россия — привлекательная для учебы и работы» к 2030 году численность иностранных студентов по сравнению с 2021 годом должна возрасти в 1,5 раза.1

Привлечение иностранных студентов в последние годы связано с серьезными вызовами: это пандемия и карантинные ограничения (2020–2021 гг.), вынужденный переход университетов на дистанционный режим обучения (2020–2022 гг.), трансформация геополитической ситуации, выделение категории недружественных стран, отказ от Болонского формата организации образовательного процесса также наложили свой отпечаток как на приемную кампанию 2022–2023 учебного года, так и в целом на международную деятельность университетов.

Несмотря, на сложную геополитическую ситуацию, 5 сентября 2022 года Президент России утвердил Концепцию гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом2. Очевидно, появление данного важного стратегического документа объясняется обострившейся фазой «войны ценностей», которую можно проследить на примере всей истории развития человечества. Концепция гуманитарной политики четко очерчивает круг ценностей Российской Федерации, с которыми страна выходит в глобальный мир для лучшего ее понимания и восприятия.

________________________________________________________________________________
1 Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2021 г. № 2816. // Собрание законодательства РФ. 2021. Вып.№ 41, ст. 7051.
2 Указ Президента Российской Федерации от 05.09.2022 г. №611 «Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом. // Собрание законодательства РФ. 2022. № 37. Ст.6315.
В качестве основных направлений гуманитарной политики за рубежом Концепция определяет поддержку и продвижение русского языка в качестве языка международного общения за рубежом, продвижение российской культуры, науки и образования за рубежом, определяя механизмы и геополитические приоритеты.

В качестве приоритетов в области науки и образования, обозначенных в Концепции, можно выделить следующие:
  1. повышение конкурентоспособности российского образования;
  2. усиление роли российских образовательных организаций высшего образования в рамках сетевых образовательных проектов (Сетевого университета СНГ, Сетевого университета БРИКС, Университета ШОС и других);
  3. повышение академической мобильности обучающихся, научных и педагогических работников;
  4. предоставление грантов, разработка и реализация соответствующих образовательных программ для привлечения иностранной молодежи к получению образования в России;
  5. создание системы организации информационно-аналитического сопровождения продвижения российских образовательных услуг и научно-исследовательских программ за рубежом;
  6. взаимодействие с выпускниками российских образовательных организаций высшего образования — гражданами иностранных государств, которые составляют политическую и интеллектуальную элиту этих государств;
  7. разные механизмы т. н. трансграничного образования: создание в лицензированных за рубежом иностранных образовательных организациях отделений, в которых осуществляется обучение на русском языке и по российским стандартам высшего образования; масштабирование практики реализации программ двойного диплома, создание совместных с иностранными государствами образовательных организаций высшего образования на их территориях, организация совместных подготовительных курсов, открытие филиалов российских образовательных организаций высшего образования за рубежом3.

Несмотря на успехи России в экспорте образования, российско-украинский конфликт оказал значительное влияние на привлечение иностранных студентов. Это выразилось в разрыве гуманитарных связей со стороны недружественных стран, транспортных проблемах в связи с отменой авиасообщения, финансовых трудностях перевода денег, блокировке популярных транснациональных социальных сетей, мощной информационной кампании в глазах мирового сообщества, третьих стран.

Так, по данным ежегодного рейтинга «Глобальной мягкой силы» (Global Soft Power Index), по сравнению с восприятием, отраженным в исследовании, проведенном для Global Soft Power Index 2022 до конфликта, репутация России в мире упала на 19% в результате ее действий в сторону Украины. Показатели лояльности к России снизились даже в Китае (4%) и Индии (5%), хотя, в целом, респонденты из Индии и Китая все же больше поддерживают позицию России [2].

_______________________________________________________________________________
3 Указ Президента Российской Федерации от 05.09.2022 г. №611 «Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом. // Собрание законодательства РФ. 2022. № 37. Ст.631
В связи с этим, в условиях активно нагнетаемой русофобии в рамках информационной войны, жесткой конкуренции за образовательный рынок, иностранные студенты и выпускники могут решать целый комплекс задач в области внутренней и внешней политики, формирования благоприятного имиджа страны, в связи с чем государственная политика привлечения иностранных студентов требует серьезного переосмысления.

Важным и долгожданным событиием стало принятие федерального Закона № 357 от 14 июля 2022 г. «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»4, который устанавливает особый режим для иностранных граждан и лиц без гражданства, проходящих обучение по очной форме в государственных образовательных или научных организациях на территории России, — разрешение на временное проживание в России в упрощенной форме (РВПО). Данное разрешение для иностранцев, проходящих обучение по имеющим государственную аккредитацию программам высшего образования или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), выдаётся на весь срок обучения и сто восемьдесят календарных дней после дня окончания срока обучения. Безусловно, принятый Федеральный закон снимает необходимость ежегодного продления визы иностранному студенту в России, что будет способствовать их дальнейшей интеграции в российское общество, снижению бюрократической нагрузки как на студентов, так и на образовательные организации высшего образования. Закон вступает в силу с 1 января 2023 года.

________________________________________________________________________________
4 Федеральный Закон от 14 июля 2022 г. № 357 «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2022. Вып. № 29, ст. 5324
Возлагая большие надежды на принятый федеральный Закон о РВПО, образовательные организации высшего образования, тем не менее, выделяют взаимодействие с миграционными службами как наиболее проблемное, трудоемкое и сложное. В процесс образовательной миграции включено большое количество органов государственного управления, деятельность которых не всегда носит согласованный характер, а порой и противоречит друг другу. Это Миграционная служба МВД России, Минобрнауки России, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки России, Минэкономразвития России, Министерство иностранных дел России, Роспотребнадзор, Росавиация. К субъектам миграционной политики также можно отнести и образовательные организации высшего образования, рекрутинговые агентства, общественные организации (Ассоциации выпускников, иностранных студентов и пр.).

Для решения политических и экономических задач образовательной миграции на более высоком качественном уровне целесообразно создание Координационного органа или совета для решения как стратегических, так и оперативных вопросов, и такая потребность есть у специалистов международного образования. Остро стоит вопрос организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательной миграции. На наш взгляд, целесообразно рассмотреть выделение в отдельный Законодательный акт вопросы правового миграционного регулирования: въезда, пребывания иностранных студентов, миграционного учета, административной ответственности за нарушения.

Несмотря на пандемию, количество иностранных студентов в 2021 году не только не сократилось, но и увеличилось. Во многом этому способствовали и дистанционное начало учебного года без прохождения необходимых миграционных процедур, повышение квалификации более 3000 сотрудников университетов в рамках федерального проекта «Экспорт образования» (2019–2021 гг.) на площадках РАНХиГС и РУДН, и, безусловно, либеральное нормативно-правовое регулирование приемных кампаний 2020–2021 и 2021–2022 учебных годов, регламентированное соответствующими приказами Минобрнауки РФ. В частности, приказы об особенностях приема позволяли образовательным организациям зачислять иностранного студента с последующим предоставлением оригинала документа об образовании и свидетельства о признании иностранного образования5.

________________________________________________________________________________
5 Приказ Минобрнауки РФ от 21 августа 2020 г. № 1076 Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»//URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001... (дата обращения – 01.06.2022)
Приемная кампания по набору иностранных студентов на 2022–2023 учебный год проходила также в критических условиях информационной блокады, дистанционного обучения в связи с проблемами логистики, финансовых трансфертов, неопределенностью перспектив для иностранных абитуриентов в связи с отказом от Болонского процесса, тем не менее эти проблемы не нашли свое отражение в Порядке приема6.

Как ни парадоксально звучит, но наименее гибким и консервативным для решения современных вызовов является образовательное законодательство в международной сфере. Для реализации правовой основы для формирования многоуровневой системы привлечения иностранных студентов в рамках экспорта образования, «мягкой силы», необходимо включение понятий, связанных с образовательной миграцией, в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», например, таких как «экспорт образования», «совместные образовательные программы», «программы двойных дипломов», «транснациональное образование», «сетевой университет», а также расширение содержания имеющихся понятий, например, таких как «академическая мобильность». Так, например, реализация разных форм трансграничного образования, определенных в Концепции гуманитарного образования (см.выше пункт 7), практически невозможна при настоящем современном нормативно-правовом регулировании. Непредставленность необходимого понятийного аппарата, регулирующего привлечение и закрепление иностранных студентов в России, в основном федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» ограничивает дальнейшее правовое развитие в виде подзаконных нормативных актов, в которых крайне нуждаются российские образовательные организации в связи с реализацией нового этапа образовательной миграции.

_______________________________________________________________________________
6 Приказ Минобрнауки РФ от 15 июня 2020 г. № 726 «Об особенностях приема на обучение по образователь-ным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020/21 учебный год», Приказ Минобрнауки РФ от 01 апреля 2021 г. № 226 «Об особенностях приема на обучение по образователь-ным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2021/22 учебный год» (утратили силу)
В условиях жесткой конкуренции и освоения новых рынков назрел вопрос отказа от централизованной процедуры академического признания через Рособрнадзор и наделения правом самостоятельного признания всех образовательных организаций высшего образования. Данная норма требует внесения изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», как и морально устаревшая норма о легализации документа об образовании, не гарантирующая его подлинность, но значительно усложняющая поступление в российские вузы.

Поэтому сегодня крайне важно интегрировать усилия как образовательного сообщества, так и самих иностранных студентов, для корректировки нормативно-правовой базы не только по стратегическим глобальным трекам, но и по текущим злободневным постоянным проблемам, которые приходится решать международникам университетов и которые с учетом современных задач порой выглядят архаично и недружелюбно.
Вера Скоробогатова
Исполнительный директор Центра компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС. Ведущий федеральный эксперт по вопросам международного образования, международного научного сотрудничества университетов, признания иностранного образования.