Увлечь за тысячи километров. Лайфхаки выступлений на онлайн выставках.
До пандемии онлайн выставки казались чем-то новым и пугающим, но в современной реальности они прочно утвердили свое место среди инструментов привлечения абитуриентов из иностранных государств. Наш институт активно использует этот формат работы наряду с более традиционными способами.

Разумеется, ваше выступление на выставке — это один из инструментов успешной приемной кампании, но именно он может помочь вузу обратить на себя внимание абитуриентов.

Сегодня в рамках обмена опытом хотела бы поделиться лайфхаками успешного выступления на онлайн выставках. Условно они поделены на два блока: содержание и форма, так как обе эти составляющие крайне важны
Содержание: сместите фокус на потребителя
Уже давно не новость, что восходящий тренд в маркетинге —клиентоцентричность. Вместо того, чтобы расхваливать свой вуз и его сервисы, вы… делаете то же самое, но сформулировками, отвечающими запросам вашей целевой аудитории. Ваша речь для абитуриентов, об абитуриентах, об их пользовательском опыте в вашем вузе. Даже самым сильным брендам необходимо поворачивать голову в сторону потенциальных покупателей продукта и буквально озвучивать их «боли» и способы решения их проблем, которые вы практикуете в своем учебном заведении.

Pointofinterest — выберите ключевые точки
Этот пункт перекликается с предыдущим. К сожалению, многие представители вуза в своих презентациях «с порога» начинают рассказ об истории вуза, его регалиях и достижениях. Безусловно, это важная информация, но, по нашему опыту, абитуриенты и их родители не всегда могут связать эту информацию со своим пользовательским опытом и в первую очередь задают более бытовые и приземленные вопросы: где я буду жить? Кто меня будет учить? Будет ли мне у кого попросить о помощи? Эти запросы не универсальны, вы должны четко представлять себе, кого вы привлекаете, кто ваша целевая аудитория. Составив ее грамотный портрет, вы без труда поймете, что лучше осветить в вашей презентации.

Демонстрация сильных сторон
В вашем вузе прекрасно все: и образование, и наука, и внеучебная деятельность, и кампус, и местоположение, и индивидуальные траектории. И это здорово! Но чтобы у абитуриента сложилось целостное представление о вузе, лучше не заваливать его разнообразной информацией. Выберите 2–3 ключевых пункта, отвечающих потребностям вашей ЦА и отличающих вас от конкурентов, и делайте в своей речи акцент именно на них: так вы можете быть уверены, что аудитория точно услышит идею, которую вы хотите до неё донести, и в памяти останутся именно эти ключевые пункты. Если вам кажется, что вы не даете достаточно информации о вашем учебном заведении, вы всегда можете предложить абитуриентам перейти на официальные страницы вуза в социальных сетях, сайт или страницу вуза на сайте выставки, где содержится более полная презентация.
Форма: внимание = успех
Тем, что не вписываются в тайминг, грешат многие, в том числе и я. И это понятно, хочется рассказать всё (см пункт 3) и максимально подробно, но все же лучше порепетировать свою речь заранее, убрать из нее все лишнее, и постараться уложиться в отведенное вам время. Внимание слушающего все равно рассеется через 5–7 минут после начала вашего выступления, а после 10 минут многие уже переключаются на другие дела. Именно поэтому на подобных мероприятиях представителям вузов отводят 10–15 минут.

Используйте телесуфлер
Некоторым проще говорить спонтанно и презентовать материал опираясь на слайды презентации, но большинству рассказывать по плану не так просто. Я заметила, что многие предпочитают писать себе текст целиком, если вы относитесь к этой категории людей, используйте приложение телесуфлер на вашем мобильном телефоне.Вы можете выбрать размер шрифта и скорость воспроизведения. Установив телефон рядом с камерой, вы не будете отвлекаться, смотреть в бумаги, а создадите впечатление спонтанной речи. Кроме того, вы будете чувствовать себя более уверенно и это точно заметят ваши абитуриенты!
Уделите внимание «мелочам»
Это кажется очевидным, но вас должно быть хорошо видно и слышно, поэтому камера, микрофон, свет, окружение и даже ваш внешний вид играют очень важную роль. Ведь именно этим вы демонстрируете свое уважение к вашей аудитории и создаете имидж своего учебного заведения. Если вы выходите на выставку из кабинета с односторонним освещением на фоне непрезентабельной стены или в лекционном зале эхо, она вряд ли будет работать на вас. Используйте кольцевую лампу или софтбоксы, для подобных эфиров в качестве фона неплохо подходит брендированный баннер, если он есть у вас в доступе. Важно продумать каждую деталь и протестировать все заранее, чтобы избежать неприятных сюрпризов в эфире.

Включайтесь эмоционально
Эмоциональная речь всегда находит больше отклика у людей, чем сухое перечисление фактов. Если вам удастся показать, насколько вы заражены идеями вуза, как горите желанием рассказать о нем, если вы приводите живые примеры из личного опыта - ваша аудитория это оценит. Неосознанно вы будете подавать ей сигнал «мне классно здесь работать, я люблю то, чем занимаюсь» и этот сигнал будет интерпретироваться как «мне тоже будет классно находиться в этом пространстве». Ведь реальные эмоции реальных людей и их отзывы в современном мире имеют гораздо больший вес, чем выверенные рекламные тексты. Так как сотрудники международной службы, как правило, несут ответственность за экспорт образовательных услуг своего вуза, важно правильно построить коммуникацию с потенциальными абитуриентами. И в данном случае судить об учебном заведении будут именно по вам, вашей лояльности к вузу, доброжелательности и уверенности в себе.

Результативных всем выступлений!
Алена Александровна Шуметова
Руководитель центра международной деятельности и медиакоммуникаций
Эксперт в Univermark. По образованию лингвист — преподаватель, проходила стажировки в Германии, работала маркетологом в e‑commerce проектах, а также PM международных проектов. С 2020 Алена Александровна руководит деятельностью вуза по двум направлениям — международная деятельность и позиционирование. Эксперт в области рекламы, визуализации бренда и продвижения университетов.