Новые вызовы и возможности для подготовительных факультетов
Конечно, Россия, предлагающая несравнимые ни с одной другой страной мира возможности получения образования и дальнейшего профессионального развития, может стать Меккой образовательного туризма и академической миграции.

Имея за плечами около 20 лет профессиональной практики в сфере международного образования, могу с уверенностью сказать о том, что современный этап развития этой индустрии является одним из сложнейших в истории. Но не с точки зрения отсутствия каких-либо перспектив развития, а напротив: нам вместе предстоит перезапустить, дать новый старт экспорту образования в нарождающейся реальности.

Мировой рынок образования, который бурно развивался примерно с середины 1990‑х гг., серьезно пострадал с началом глобальной пандемии, когда сначала затруднились, а потом стали практически невозможны международные поездки. Новые и действующие студенты потеряли возможность добраться до своих учебных заведений. Рынок международного образования поразила еще одна хворь — эпидемия пессимизма как у игроков, так и у потенциальных студентов.

Многие учебные заведения постарались минимизировать потери путем трансформации образовательных программ в цифровые форматы. Причем сделано это было достаточно быстро, несмотря на то, что значительная часть традиционного академического сообщества скептически относилась к применению инструментов онлайн-образования. Тем не менее, такой подход не получил поддержки со стороны обучающихся: да, цифровые технологии максимально проникли во все сферы нашей жизни; да, молодежь буквально «живет» в цифровом мире; но массовое потребление международных образовательных услуг в онлайн-формате пока остается если не утопией, то мечтой, а применение онлайн-инструментов продолжает носить вспомогательный характер.

На мой взгляд, комплекс причин относительных неудач великого онлайн-эксперимента, подчеркиваю, именно в сфере международного образования, кроется в недостаточной изученности мотивации абитуриентов, готовых и способных отправиться за пределы родной страны для получения образования. Представим себе абитуриента из условного Непала или Габона. Принимая такое решение, абитуриент выбирает между возможностью не только остаться дома, но и остаться в привычных рамках жизни и развития, и возможностью получить доступ к лучшему образованию, неограниченному карьерному росту и блестящим жизненным перспективам. По крайней мере, именно об этом мечтают молодые ребята, стремящиеся уехать учиться за границу.

Я не склонен сравнивать всех иностранных абитуриентов с пилигримами, которые отправлялись на скитания с целью основания собственной колонии — сейчас повсеместно работают национальные культурные и образовательные центра различных стран, а также квалифицированные консультанты по образованию, которые несут ответственность за судьбу каждого клиента. Но факт остается фактом: большая часть иностранных студентов, отправляющихся на обучение за счет собственных средств, стремятся адаптироваться в новой стране, получить образование и остаться жить и работать в ней.

Существует масса исследований, ссылки на которые можно найти, в том числе, на нашем вебсайте www.eduexport.ru, которые подтверждают высказанное суждение. Краткий вывод состоит в том, что от 40% до 70% всех иностранных студентов, в зависимости от уровня образования и направления подготовки, остаются в странах получения образования на срок, более чем 1 год по окончании обучения. Этому способствует и миграционная политика многих стран, которые разрешают иностранным выпускникам задержаться в стране минимум на 1 год для поиска подходящего варианта трудоустройства или продолжения обучения — вплоть до получения вида на жительство и гражданства. Такая прозрачная, понятная, обусловленная интересами студентов политика является, и всегда будет оставаться, залогом высокого интереса к стране со стороны талантливых, амбициозных и сильных молодых людей.

В контексте вышеизложенного можно заметить, что лидерами мирового рынка пока остаются англофонные государства, что облегчает для иностранных студентов доступ к образованию с учетом глобального доминирования английского языка. Однако, в связи с происходящими изменениями, профессиональному сообществу российских международников от образования следует начать формировать новый, привлекательный для иностранных абитуриентов образ российского образования.

Несмотря на временные трудности и ограничения, Россия возрождается как мировая держава, которая, в том числе, формирует собственный образовательный и профессиональный космос. Этот космос, пусть и переживающий эпоху испытаний, находясь в режиме «острова», обладает достаточным потенциалом для привлечения иностранных студентов:
  • Качество обучения в российских вузах продолжает расти и признается во всем мире.
  • Стоимость обучения по сравнению с другими странами-лидерами рынка невелика.
  • Рынок труда готов впитывать неограниченные объемы квалифицированной рабочей силы.

Единственное узкое место — это языковая подготовка иностранных студентов. Не секрет, что даже молодежь из стран СНГ постепенно утрачивает навыки владения русским языком — что уж говорить о ребятах из Дальнего Зарубежья! Слабое знание русского языка ограничивает доступ к обучению и работе в России, не дает полноценно интегрироваться в российское общество, становясь частью нашего культурного пространства.

Выход может быть только один: резко повысить статус подготовительных факультетов, сделать их центрами адаптации и интеграции иностранных абитуриентов. При этом необходимо принять во внимание, что повышение интереса к обучению в России приведет к увеличению количества уровней и подуровней, направлений и поднаправлений программ подготовительных факультетов: длинные, короткие, интенсивные, для работы в сфере гостеприимства и сервиса, для получения высшего образования, для получения среднего образования, для ведения переговоров и так далее, во всем многообразии.

Подготовительный факультет как образовательное и социальное явление, всемирно известный podfak, должен получить новый импульс развития. Предстоит донастроить и запустить много новых процессов, в том числе, должны быть разработаны и постоянно обновляться образовательные стандарты по максимально возможному количеству направлений и уровней освоения русского языка, следует провести анализ существующих методик и технологий языковой подготовки, сделать полноценными игроками рынка языковой подготовки иностранных граждан частные образовательные учреждения высшего и дополнительного образования.

Роль России в современном мире стремительно возрастает, поэтому, несомненно, подготовительные факультеты как инструмент интеграции следует сфокусировать на удовлетворении целей будущих слушателей и — в дальнейшем — студентов российских вузов.
Дмитрий Нерсесян, директор Центра экспорта образования (Россия)
Получил образование в сферах международного менеджмента и права в ведущих российских вузах. Дмитрий работает в сфере международного образования с 2002 года. Занимал младшие и ведущие позиции в различных вузах России. Концентрировался на развитии международного бизнеса вузов, международном маркетинге высшего образования и позиционировании вузов на глобальном рынке образования.