Готов к труду! Как совместить теорию, практику и трудоустройство в индустрии гостеприимства.

Как совместить, казалось бы, несовместимые вещи — теорию, практику и трудоустройство? Как подготовить специалистов, которых сразу же после окончания обучения не нужно будет переучивать? И как благодаря этому поднять престиж профессии? Об этом рассуждает генеральный директор Международного центра креативного гостеприимства Владислав Киселев.
Далеко не всегда люди с дипломом готовы немедленно начать эффективно работать. Многие работодатели сталкиваются с тем, что выпускников приходится сразу же переучивать. Началось это, конечно, не сейчас. Помните, у Аркадия Райкина? «Забудьте индукцию и дедукцию — давайте продукцию!». Этой миниатюре почти 50 лет, но в плане сочетания теории и практики мало что изменилось. Учебные программы, по мнению представителей бизнеса, зачастую далеки от реальности, а вчерашние студенты, нагруженные большим багажом знаний, не имеют практического опыта его применения.

Кто виноват?

Причин тому великое множество. Одна из основных заключается в том, что отечественная система образования всегда старалась убить двух зайцев — в одном вузе готовить людей, которые впоследствии могли бы заняться как академическими исследованиями, так и пойти работать на производство. Зачастую такое совмещение просто невозможно. Фактически, даже при одинаковом названии специальности это совершенно разные сферы деятельности.

Кроме того, сегодня мир резко изменился. Помимо традиционных навыков владения определённой специальностью, успеха можно добиться только обладая большим количеством дополнительных знаний и умений. Это и психология, и компьютерная грамотность, и навыки презентации, и многое другое.

Что делать?

Мы в Международном центре креативного гостеприимства считаем, что наиболее эффективный путь сегодня — сочетание теории и практики, когда помимо получения базовых знаний выпускник обладает определённым набором практических компетенций.

Международный центр креативного гостеприимства, созданный на базе Международного института информатики, управления, экономики и права в г. Москве, объединил самых известных и успешных экспертов, которые имеют опыт работы в международных и российских сетях отелей, компаниях — ведущих туроператорах, агентствах по организации мероприятий, консьерж-компаниях. Основными направлениями работы Центра являются подготовка кадров для туристической отрасли и их дальнейшее трудоустройство.

Мы разработали и успешно реализуем программу уникальных курсов по туризму и гостеприимству. Процесс обучения направлен на получение практических навыков работы в гостиничном и туристическом бизнесе, и на помощь в раскрытии профессиональных и творческих способностей обучающихся.

При этом мы работаем как с «классическими» студентами, которые только определяются с тем, чем им заняться в жизни, так и с действующими сотрудниками гостиниц, ресторанов, туристических агентств и других компаний, работающих в сфере гостеприимства.
Перспективы

За исключением небольшой доли тех, для кого образование — самоцель, большинство воспринимает диплом как билет в лучшую жизнь, отрывающий перед ними новые возможности. Наша задача — помочь как выпускникам, так и отрасли. Поэтому одним из важнейших направлений своей работы мы считаем трудоустройство. И чем более целевым будет обучение, тем эффективнее выпускник сможет работать уже с первого дня.
Для крупных компаний мы готовим индивидуальные учебные программы, которые основаны на внутренних стандартах, обучаем действующих или будущих сотрудников корпоративной культуре, истории компании, традициям. Мы считаем крайне важным, чтобы внутри одного предприятия все были в едином информационном поле, чтобы сотрудники правильно понимали идеологию и ценности бренда, и могли правильно донести эту информацию до клиентов.

Гостиничные стандарты — для всех!

В последнее время мы наблюдаем интересную тенденцию — всё больше компаний, не связанных напрямую с индустрией гостеприимства, обращаются в Международный центр креативного гостеприимства с просьбой помочь внедрить стандарты гостиничного сервиса.
И это не случайно.

В туризме существуют достаточно жёсткие, десятилетиями, а иногда и столетиями отработанные стандарты работы. Их придерживаются все успешные сети и отдельные отели. Ведь главное, что требуется от сотрудников — неизменно быть на шаг впереди клиента, предугадывать его ожидания, быть незаметными и в то же время максимально полезными.

Стандарты, применяемые в гостиничном бизнесе, универсальны для любой сферы деятельности, связанной с обслуживанием клиентов. При этом именно в индустрии гостеприимства они отточены до совершенства, и являются эталоном клиентского сервиса.
Например, к нам обратилась сеть клиник. Значительная часть потенциальных клиентов так и не узнала, насколько хорошо их могли бы вылечить, поскольку отсеивалась на этапе первичного обращения, то есть сервиса. В настоящее время мы проводим аудит внутренних процессов в компании, на основании которых будут подготовлены корпоративные стандарты и написан индивидуальный учебный план. Только после этого мы начнём обучать сотрудников. Больше того, в дальнейшем мы будем проводить текущий аудит, и корректировать то, что не сразу будет получаться у выпускников. Иными словами, мы берём на себя ответственность за подготовку эффективных сотрудников не только в ходе передачи им теоретических знаний, но и в дальнейшем, в ходе их практической работы. Мне кажется, будущее именно за таким сочетанием и индивидуальным подходом к подготовке специалистов с учётом запросов работодателя.

Что ещё

Наш Центр, одним из первых во время глобального кризиса, вышел на европейский рынок образования, подписав соглашение с Открытой Европейской Академией экономики и политики в г. Прага. Нам приятно, что сейчас мы можем предложить студентам программы с дипломами, не требующими ни перевода, ни подтверждения на территории стран ЕС.

Мы ищем новые ниши, и готовим образовательные программы в не совсем стандартных сегментах. Например, это пенсионеры и люди с ограниченными возможностями здоровья. Это огромная армия людей, готовых работать, но не понимающих, как. Эти программы мы реализуем совместно с работодателями, в результате чего потенциальный выпускник (при условии, конечно, что он хорошо учится), заранее уверен в трудоустройстве.

С другой стороны, мы стараемся оперативно реагировать на вызовы времени, такие, как вопросы устойчивого развития или стремительно набирающий обороты промышленный туризм. Запускаем совместные программы с Universaluniversity и рядом других ведущих образовательных центров, стараясь дополнять возможности друг друга, а не конкурировать между собой. Активно работаем с Центром экспорта образования, не только предлагая наши услуги на рынках других стран, но и обучая стандартам сервиса представителей вузов.
Вместе с тем, Международный центр креативного гостеприимства в последнее время стал значимой площадкой, на которой профессионалы обсуждают проблемы и перспективы развития туристической отрасли. Нам удалось собрать все заинтересованные стороны: представителей органов власти, как российских, так и зарубежных, бизнес, общественные организации, консолидировать лучших экспертов из ведущих вузов. Регулярно проводимые у нас крупные мероприятия позволяют заявить о том, что нам удалось сформировать серьёзное экспертное сообщество, способное решать любые задачи.

Киселев Владислав Олегович
Генеральный директор Международного центра креативного гостеприимства. Эксперт в области связей с общественностью. Журналист. Политтехнолог. Окончил факультет журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Московскую школу политических исследований. Работал в Государственной Думе и Совете Федерации ФС РФ, Московской городской Думе, Московской торгово-промышленной палате, федеральных и московских СМИ, ряде крупных российских компаний. Действительный государственный советник города Москвы 3 класса. Лауреат премии города Москвы в области журналистики. Член Союза журналистов Москвы.