Из 2021 с любовью: самые позитивные образовательные инициативы прошлого года

2021 год выдался менее безумным, чем его предшественник, но все равно сумел подарить нам много поводов для размышлений, в том числе и о произошедшем в сфере международного образования. Сейчас, весной 2022 года, хочется оглянуться назад и вспомнить несколько позитивных событий и занимательных инициатив года прошедшего.
Например, русский язык станет обязательным для изучения в университетах Центральной Африканской Республики! Согласно заявлению президента страны Фостен-Аканжа Туадера, начиная с 2022/23 учебного года вузы ЦАР будут обязаны включить русский язык во все образовательные программы в качестве обязательного предмета, заменив испанский язык. Студенты будут изучать его в течение всего срока обучения в бакалавриате. Данная инициатива является продолжением нынешней политики ЦАР по популяризации русского языка среди населения. Так, еще в 2019 году он был включен в учебную программу средней школы, а Министр образования ЦАР Симплис Саранджи на протяжении последних нескольких месяцев неоднократно заявлял о намерении завершить подготовку национальных специалистов по русскому языку к новому учебному году.Хочется верить, что данная инициатива укрепит дружбу между нашими народами и принесет плоды в виде совместных образовательных инициатив совсем скоро.

Появились также уникальные проекты, предназначенные для помощи студентам, многие из которых все еще не могут перейти к очному формату занятий в своих университетах. Отличный пример подали университеты Австралии и Новой Зеландии, где границы оставались закрытыми с начала пандемии. Для удержания и привлечения учащихся в условиях полного дистанта университеты стали создавать специализированные учебные центры за рубежом. Задача таких центров — поддержать студентов, не имеющих возможности приехать на обучение в свои зарубежные университеты, предоставив им физическое пространство для общения. С учетом высокой зависимости австралийских и новозеландских университетов от коммерческих иностранных студентов, они были особо заинтересованы в создании максимально комфортных условий для обучающихся на период вынужденного дистанта, чтобы уменьшить процент переводов в другие вузы в странах с уже открытыми границами. Подобные центры уже работают в Китае, Вьетнаме и Индонезии, и уже совсем скоро свои двери откроют центры в Малайзии и Индии.

Как это работает? Посмотрим на примеры. Весной австралийский штат Виктория открыл центр Study Melbourne в Шанхае, чтобы предоставить студентам общее физическое пространство для совместного обучения, общения с сокурсниками или участия в студенческих мероприятиях. При содействии Австралийского национального университета, Австралийской торговой палаты и местных коммерческих организаций похожие центры были открыты также в Пекине, Шэньчжэне и Чэнду. Оклендский университет (Новая Зеландия) пошел еще дальше: руководство договорилось с партнерскими университетами КНР о том, что студенты, обучающиеся на онлайн-программах, могут проживать на кампусе вуза-партнера, пользоваться его инфраструктурой и участвовать в студенческой жизни.

Несмотря на планы по открытию границ в 2022 году, вузы не собираются в одночасье закрывать свои зарубежные центры и верят в их потенциал как части крупного сегмента транснационального обучения.

В 2021 году появился образовательный союз Польши и Германии с обширными планами на будущее: в сентябре Германская служба академического обмена DAAD и Польское национальное агентство академического обмена NAWA подписали соглашение, предусматривающее стипендии для немецких и польских студентов, аспирантов и ученых. По словам представителей DAAD и NAWA, несмотря на то, что программа Erasmus играет важную роль в поддержании академической мобильности, необходимо расширять двустороннее сотрудничество между вузами и исследователями двух стран. Новое соглашение позволит расширить возможности сотрудничества, включая сферу преподавания польского и немецкого языков, а также укрепит взаимодействие в сфере продвижения высшего образования Польши и Германии за рубежом.
В этом году DAAD хочется отметить еще как минимум за один позитивный вклад в развитие науки и образования: служба выделяет финансирование на 60 новых проектов в рамках программы международного виртуального академического сотрудничества (International Virtual Academic Collaboration, IVAC). Программа призвана поддержать развитие международных схем сотрудничества и академической мобильности посредством цифровых технологий. Финансирование будет выделяться как университетам, нацеленным на цифровизацию обучения и разработку инновационных форматов сотрудничества, так и отдельным преподавателям и студентам для поддержки мобильности и развития цифровых навыков.

Что ждет нас впереди? Пока нам остается только гадать и надеяться на лучшее. Пусть в уже наступившем 2022 году появится еще больше позитивных образовательных инициатив!
Лариса Дмитриевна Тарадина — директор по развитию международного образования и сотрудничества Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Работает в сфере международного образования более 15 лет, в том числе в Высшей Школе Экономики и Проекте повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов (Проект 5–100). Автор программ повышения квалификации для сотрудников международных офисов, реализованных в рамках Проекта 5–100. Ведет исследования в области интернационализации высшего образования и является шеф-редактором telegram-канала @eduviewrus, посвященного актуальным вопросам международного образования.