Детские школы искусств как начальная ступень профессионального образования и их актуальные проблемы

Высшее образование в отрасли культуры и искусства сегодня довольно востребовано, особенно в области режиссуры и сценарного дела, актерского мастерства. Культурная сфера нуждается в кадрах по специальностям в сфере IT и новых технологий, а также маркетинга, в том числе SMM. Однако, сегодня хочу обсудить проблему начальной ступени художественного образования, а именно детских школ искусств, которым сегодня уделяется большое внимание со стороны государства, и неслучайно.

Система художественного образования в России выстроена давно, с конца XIX века. Сегодня это трехуровневая система, в которой первую ступень занимают детские школы искусств. Детские музыкальные, художественные школы традиционно пользуются большой популярностью у населения. Ведь именно здесь детям прививают любовь и интерес к искусству, развивают творческие способности и воспитывают будущих артистов, музыкантов, художников. В настоящее время детские школы искусств позиционируются как центр художественного образования и просветительства.

Историческая справка

Первые платные частные музыкальные школы стали появляться в крупных городах в первой половине XIX века в крупных городах Российской империи, затем по инициативе русских композиторов А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова и С. И. Танеева были созданы общедоступные музыкальные школы.

В Советской России первая государственная детская музыкальная школа была открыта в 1918 году в Петрограде. В последующие годы количество детских музыкальных школ росло и к 1933 году школы были сделаны начальным звеном профессионального музыкального образования.

В советское время обучение в музыкальных школах страны осуществлялось по единой образовательной программе, однако в постсоветский период контроль над детским музыкальным образованием со стороны государства был снижен.

В 1992 году вышел закон «Об образовании», в котором детские школы искусств определялись, как учреждения дополнительного образования детей и перед детскими школами искусств были поставлены новые задачи, аналогичные тем, что выполняют клубы, кружки и творческие секции. Большинство музыкальных школ стали детскими школами искусств, благодаря появлению в них хореографического отделения, отделений эстрадного вокала и изобразительного искусства.

Постепенно статус музыкальных школ, увы, стал снижаться. Детские школы искусств к концу 1990‑х не имели единых требований к образовательному процессу, а разработанные Министерством культуры учебные планы носили лишь рекомендательный характер. Соответственно, и качество детского образования сфере культуры и искусства снизилось.

Помимо несовершенного программного обеспечения образовательного процесса в школе искусств накопилась масса сопутствующих проблем. Ситуация хронического недофинансирования привела к тому, что материально-техническая база в большинстве школ искусств, особенно на периферии, устарела. Износился инструментальный парк, который долгое время не обновлялся и ДШИ довольствовались, в большинстве своем, теми музыкальными инструментами и оборудованием, которыми их обеспечили еще в советское время.

Помимо всего прочего, в детских школах искусств десятилетиями не проводился качественный капитальный ремонт, в котором нуждаются большинство зданий.

Сказался и демографический спад, который привел к тому, что постепенно сворачивалось академическое образование, а руководители ДШИ, чтобы как-то обеспечить набор, и собственно говоря, выжить школе, вынуждены были открывать обще-эстетическое отделения, где обучали «всему и по чуть-чуть».

Понимая свое сложное положение, школы искусств начали активно бороться за сохранение. В 2011 году начались перемены в отношении дополнительного образования в сфере культуры и искусства. Благодаря усилиям всего культурного сообщества и активным действия Министерства культуры РФ для школ искусств, наконец, был определен статус, достойный их миссии. Теперь основной задачей ДШИ становится предпрофессиональное образование в сфере культуры и искусства.

Наконец, были пересмотрены существующие образовательные программы и учебные планы, и Министерством культуры РФ утверждены федеральные государственные требования к содержанию и структуре, условиям реализации и срокам обучения по предпрофессиональным программам. С 2013 года в школах искусств осуществляется обучение по двум типам программ — предпрофессиональным и общеразвивающим.

Потребность детских школ искусств в обновлении материально-технической базы сегодня решается благодаря реализации национального проекта «Культура», в рамках которого, начиная с 2020 года в ДШИ приобретаются новые музыкальные инструменты и оборудование, а здания школ, наконец, ремонтируются.

И все бы хорошо. Но все те проблемы, о которых упоминалось выше, постепенно привели к тому, что вместе со статусом музыкальных и художественных школ утратился и статус преподавателя ДШИ. Сегодня профессия преподавателя непривлекательна для молодежи и выпускники не планируют свою профессиональную деятельность связывать с детской школой искусств. Низкий уровень заработной платы и большая нагрузка преподавателя ДШИ не способствуют повышению престижа профессии. А ведь для того, чтобы стать профессиональным музыкантом, художником или хореографом, нужно долго учиться: сначала от 5 или 8 лет в школе искусств, затем 4 года в училище (колледже), далее продолжить обучение в консерватории или университете по соответствующей специальности. Куда идут дальше выпускники вузов, имея диплом по творческим специальностям? В творческие коллективы, в театры, редко — в иные учреждения культуры, кто то уходит в свободное плавание в шоу-бизнес. И лишь единицы из них выбирают преподавательскую стезю.

Сегодня ситуация такова: школы искусств есть, они востребованы среди населения, утверждены образовательные программы, соответствующие статусу ДШИ, в школы закупаются новые музыкальные инструменты и оборудование и проводится капитальный ремонт, но преподавателей в этих школах с каждым годом становится все меньше. Кадровый голод испытывают сегодня большинство школ искусств. В частности, наблюдается нехватка преподавателей по классам народных и духовых инструментов, специалистов по теоретическим дисциплинам (история искусств, музыкальная литература, сольфеджио), изобразительному и хореографическому искусству. Средний возраст преподавателей составляет 45–60 лет. Школам катастрофически не хватает молодых специалистов.

Наряду с решением материальных проблем в ДШИ необходимо должное внимание уделять повышению престижа профессии преподавателя школы искусств. Чтобы выпускник музыкального или хореографического училища не считал, что преподавателями ДШИ становятся неудачники, не нашедшие себе применения в искусстве. Работодатели должны иметь возможность создавать хорошие условия для работы и профессионального роста молодых специалистов, способствовать тому, чтобы выпускники возвращались не только в крупные городские, но и в сельские школы искусств. Сегодня реализуются федеральные программы «Земский доктор» и «Земский учитель», но они не предполагают поддержки молодых преподавателей детских школ искусств. Только совокупное решение всех проблем позволит сохранить национальное достояние достояние, коими является система детских школ искусств в России.