Влияние пандемии на ожидания и решения международных студентов

Пандемия в корне меняет жизнь молодых людей, принадлежащих к поколению Z (родившихся в период с 1995 по 2015 год). По всему миру они сталкиваются с проблемами в виде прерванного обучения, туманных перспектив трудоустройства, ухудшения психического здоровья и финансовых затруднений. Вдобавок ко всему, на их жизнь влияет обостряющийся климатический кризис и падающее доверие к политическим структурам собственных стран. Проблема, мягко говоря, достаточно острая.

Понимание изменений в психологии и эмоциях молодых людей и правильная реакция на них могут помочь в создании грамотно структурированных образовательных программ, разработке адаптированных маркетинговых стратегий и более эффективного сотрудничества с государственными учреждениями и другими заинтересованными сторонами.

Возросшее беспокойство о работе и доходах

ОЭСР отмечает, что уже до пандемии молодежь в возрасте 15–29 лет имела в 2,5 раза больше шансов оказаться безработной, чем люди в возрасте 25–64 лет. После наступления коронавирусной пандемии организация открыто предупреждает: «Нарушение доступности образования и сложности с трудоустройством в результате экономического спада, вероятно, приведут молодое поколение на гораздо менее устойчивую траекторию поиска и сохранения достойной работы и дохода.»

В ходе опроса, проведенного в 48 странах, ОЭСР обнаружила, что молодежь гораздо больше беспокоится о своем психическом здоровье, доходах и занятости, чем о физическом здоровье. Несмотря на рост показателей госпитализации молодежи из-за коронавируса, смертность в этой возрастной группе намного ниже, чем у старшего поколения. И молодые люди в большинстве случаев осознают это, планируя следующие десять лет своей жизни, и задаются вопросом как они будут обеспечивать себя.

Financial Times провела собственное глобальное исследование COVID и обнаружила у молодого поколения сильное недовольство тем, что во время пандемии их потребности остаются без внимания на фоне всеобщего стремления защитить ту часть населения, которая более подвержена риску заражения. Возьмем, к примеру, комментарий из интервью, данного молодым человеком из Монреаля, Канада: «Сейчас каждый сам за себя. Именно миллениалам приходится нести на себе наиболее тяжелое бремя в этой ситуации. Если вы не следите за тем, что бы мы не остались без работы и не стали беднее, почему мы должны защищать вас?»

Этот комментарий в полной мере отражает стресс, свойственный молодежи, которая больше беспокоится о своих перспективах после пандемии, чем о заражении коронавирусом в настоящий момент.

Вопрос о трудоустройстве никогда не стоял так остро

В последние несколько лет мы публиковали статьи о стремительно растущем спросе студентов на образовательные программы, ориентированные на успешную карьеру. Пандемия поднимет этот спрос, и без того высокий, на совершенно другой уровень. Как только пандемия ослабнет — и даже сейчас, когда миллионы студентов уже ожидают, что в ближайшее время они поедут учиться за границу — мы можем ожидать нового всплеска интереса к таким вопросам как:

Статистика трудоустройства и отзывы успешных выпускников;
  • Возможность работать во время учебы
  • Работа после окончания учебы и возможность иммиграции
  • Возможности стажировки
  • Помощь в вопросах карьеры
  • Стипендии

Короткие учебные программы и курсы повышения квалификации

Настало время проанализировать и переоценить программы и услуги, предлагаемые вашим образовательным учреждением, а также то, как они представлены на сайте учебного заведения и в маркетинговых материалах. Возможно необходимо внести изменения уже сейчас?

В центре внимания — доступность

Помимо карьерных перспектив, студенты также переживают о том, смогут ли они позволить себе обучение за рубежом.

Доступность образования всегда была одним из основных факторов формирования потоков международных студентов. Однако во время пандемии ухудшение экономической ситуации в мире привело к тому, что всё большему числу иностранных студентов приходится полагаться на продовольственные карточки и другие службы помощи для удовлетворения своих повседневных потребностей в стране обучения. Австралийский исследовательский совет сообщает, что в 2020 году в Австралии: «Благотворительная организация FoodBank, бесплатно распределяющая продукты питания, столкнулась с увеличением спроса на 50% во многом благодаря иностранным студентам… Глава организации в частности рассказал, что студенты, прибывшие в один из пунктов распределения продовольствия, не ели в течение недели.»

Рост спроса на бесплатное продовольствие также наблюдается в Канаде, Великобритании и Соединенных Штатах.
Многие иностранные студенты практически не могут работать во время карантина. Во многих странах им перестали предоставлять помощь. Фокус был сознательно смещен на местных студентов. Хотя некоторые принимающие страны смягчили ограничения на работу для иностранных студентов, многим из них по-прежнему сложно заработать достаточно денег. В то же время иностранные студенты сталкиваются с тем, что:
  • Они зачастую платят гораздо больше за свое обучение, чем местные студенты;
  • Они не получают тот опыт учебы за рубежом, на который рассчитывали (в частности, из-за отсутствия очного обучения и вследствие этого низкой интеграции в студенческую среду и культуру принимающей страны).

Кризис COVID показал, что иностранные студенты зачастую менее финансово обеспечены, чем можно предположить по их более высокой плате за обучение. Более того, многие будут еще менее защищены после того, как COVID отступит и их семьи переоценят возможность дальнейших расходов.
Осознание этого и готовность к корректировке платы за обучение и политики в отношении иностранных студентов на правительственном уровне может значительно повлиять на привлечение студентов в будущем либо привести к их потере.

Координация, необходимая для устойчивой конкурентоспособности

По мере растущей вакцинации населения ограничения на поездки будут снижаться. Тогда иностранные студенты и абитуриенты скорее всего начнут испытывать смешанное чувство облегчения, радости и тревоги. Они столкнутся с различными стадиями восстановления экономики и острой конкуренцией за рабочие места. Студенты будут внимательнее, чем когда-либо, изучать законы, позволяющие им работать во время и после окончания учебы, стоимость проживания в других странах и городах, а также условия получения стипендий.

Чем выше будет способность правительств и учебных заведений в этой ситуации координировать свои действия по разработке более щадящей актуальной политики по отношению к иностранным студентам, как к пострадавшей от последствий пандемии группе, тем выше будет их привлекательность в конкурентной борьбе за этих студентов в самом ближайшем будущем.
Сергей Александрович Краснянский, директор по СНГ, ICEF. Обучался в России, Украине и Германии и на сегодняшний день является обладателем двух степеней магистра экономики и маркетинга: одна получена в Симферопольском государственном университете, а вторая — в University of Applied Sciences Bonn-Rhein-Sieg, Санкт-Августин. Сергей начал карьеру в ICEF в 2000 году и за прошедшие годы проработал на позициях, связанных с агентами, вузами и провайдерами образовательных услуг всего мира, при этом всегда фокусируясь на рынках стран СНГ. С 2012 года он занимает позицию директора по СНГ и управляет деятельностью компании в России, странах Восточной Европы, Центральной Азии и Закавказья.