Интегральный рейтинг мягкой силы Центра экспорта образования
В прошлом номере журнала мы представили подготовленный нами Глобальный рейтинг эффективного доминирования, который является результатом нашего исследования и отражает нашу позицию по поводу измерения результативности «мягкой силы». Давайте подробнее рассмотрим сегодня результаты исследования.

Сила остается силой, как ее ни называй — мягкая, умная, гибкая и так далее. А, как мы знаем из школьного курса физики, любая сила имеет точку приложения, и измерять силу нужно именно в этой точке. В логике нашего исследования мы предполагаем, что в контексте «мягкой силы» такой точкой приложения является сфера образования, так как принятие индивидуумом решения о получении образования в той или иной стране мира является плодом его осознанной необходимости: (1) получения образования; (2) получения образования именно в этой стране; и (3) затрат времени, нервов и денег на получение образования именно в этой стране.

Это решение является результатом работы всех инструментов «мягкой силы» той страны, в пользу обучения в которой абитуриент принимает решение.

Давайте попробуем простым языком описать цели приложения «мягкой силы», выделить ее элементы, охарактеризовать их и подобрать подходящие инструменты для их достижения.

Здесь необходимо сделать важное замечание о том, что под элементами мы подразумеваем контент, формирующий смыслы и ценности, определенный образ мышления. Это своего рода сознание и душа, нематериальный мир. У этого контента, конечно, есть авторы, которых нужно поддерживать и продвигать, так как они — носители «элементной базы» «мягкой силы». А инструменты — это тело, которое требует поддерживать в здоровом состоянии, развивать мускулатуру и тренировать выносливость.

Методика исследования

При проведении исследования мы ставили перед собой задачу изучить величину и эффективность «мягкой силы», которые станут множителями интегрального рейтинга мягкой силы. По каждому из 66 государств, которые представляли исследовательский интерес и по которым имелись верифицированные данные, мы составили список из 5 стран - наиболее популярных направлений для отъезда с целью получения образования. Каждая из стран, вошедших в пятерку, получала зачетные баллы: за 1 место – 5 баллов, за 2 место – 4 балла и т.д. Сумма зачетных баллов по всем 66 странам мира называется абсолютной величиной «мягкой силы».

Кроме того, нам нужно определить эффективность «мягкой силы», которая выражается как среднее количество зачетных баллов, которое каждая страна – источник «мягкой силы» получает в странах – источниках иностранных студентов. Для этого мы делили значение абсолютной величины «мягкой силы» на количество попаданий в пятерку основных направлений отъезда в странах – источниках иностранных студентов.

И, наконец, мы определяем интегральный рейтинг эффективного доминирования, в котором мы экспертным путем определили описательные статусы стран-участниц.

Л (локальный) — до 50 баллов

Р (региональный) — 51–100 баллов

К (континентальный) — 101–150 баллов

Г (глобальный) — 151– 200 баллов

С (супердержава) — 201 балл и более

Представленные результаты нашего исследования дают немало пищи для размышлений: радуют позиции России, внушает отрыв Соединенных Штатов, удивляют Марокко и Аргентина, шокируют Италия и особенно Канада. Если эти вопросы вызывают у вас человеческое и профессиональное любопытство, то мы приглашаем вас присоединиться к рабочей группе, проводящей это исследование и регулярно обсуждающей интересные находки.

В дальнейших номерах мы будем публиковать более актуальные рейтинги благодаря получению верифицированных данных из новых стран. Также мы очень надеемся на получение информации по Китаю, поскольку без него рейтинг выглядит неполным. Также в будущих публикациях мы рассмотрим аналогичные рейтинги по каждому континенту. Будем изучать стратегии глобальных и континентальных конкурентов России и пытаться улучшать позиции нашей страны.