Жилищная инфраструктура для иностранных студентов
Правительство Российской Федерации утвердило целевые показатели по привлечению иностранных студентов в российские университеты. Готова ли к этому отрасль, и какие барьеры существуют на пути к достижению этой цели? В этом материале мы рассмотрим вопросы готовности жилищной инфраструктуры.

Введение
Согласно исследованиям аналитического агентства ICEF Monitor (Германия), студенты, планирующие отправиться на обучение за границу, приравнивают фактор наличия современного и оптимального по стоимости жилья в вузе к таким факторам, как качество обучения в вузе и статус диплома его выпускника. Причем, по мнению родителей, значимость первого фактора часто перевешивает остальные, потому что диплом и карьера — это когда-то потом, а вот безопасное и удобное проживание ребенка — это сегодня, завтра и ближайшие годы. С этой точки зрения важность жилищной инфраструктуры (как и всех остальных бытовых моментов) переоценить невозможно.

Каковы приоритеты, которыми студенты руководствуются при выборе места и условий проживания? На этот вопрос отвечает проведенное в октябре 2017 года исследование крупнейшей глобальной сервисной компании Sodexo, в том числе, оказывающей вузам услуги по проживанию и бытовому обслуживанию их студентов.

Результаты опроса оказались вполне в духе времени и отразили образ жизни студентов: для 63% опрошенных важно наличие Wi-Fi-подключения в хостеле. Остальные сервисы значительно уступают по важности: по 29% отметили важность фактора безопасности и наличия прачечной, 27% — наличие санузла в номере, 26% — наличие пространства для обучения и 14% — наличие услуги по уборке номеров, чуть меньшая доля опрошенных указала на необходимость наличия кухни и общих пространств для общения.

Поставленные задачи по привлечению иностранных студентов выполнимы только в том случае, если российское образование примет конкурентный вызов глобального рынка образования и займет на нем лидирующие позиции. Понимая потребности студентов, необходимо критически проанализировать существующие инфраструктурные возможности вузов в части предоставления услуг проживания.

Ситуация в этой сфере до сегодняшнего дня не носила столь критичного характера, поскольку у Российской Федерации сложилась своя целевая аудитория, которая в значительной мере выбирала обучение в российских вузах по тем направлениям подготовки, аналогов которым нет в мире. Чаще всего это русская филология и лингвистика, а также все смежные и примыкающие к русистике области знаний. Либо те направления, которые по соотношению «цена-качество» успешно конкурируют на мировом рынке (в первую очередь — медицина). В этих случаях иностранные студенты во многом пренебрегают околоучебными факторами — они изначально готовы ехать в Россию.

Однако, если мы говорим о глобальном лидерстве России в образовании, то должны учитывать, что мы входим в зону плотной конкуренции. В последние годы качество обучения в российских вузах уверенно растет, что подтверждается различными мировыми рейтингами. Среда обитания — крупные российские мегаполисы — по некоторым параметрам качества жизни превосходят многие мировые агломерации. Остается привести в соответствие с мировыми стандартами условия проживания студентов, чтобы будущий студент, выбирая для себя варианты обучения в той или иной стране, всерьез рассматривал Россию как альтернативу уже сложившимся глобальным центрам лидерства в международном образовании.

Текущая ситуация
Рынок студенческих общежитий и хостелов в России характеризуется наличием двух основных категорий предложений:
  • Вузовские объекты проживания по очень низким расценкам.
  • Частные хостелы, работающие на открытом рынке и взимающие достаточно высокую плату за проживание. Однако, у каждого из них есть свои ограничения и недостатки.
Рассматриваются только общежития, принадлежащие государственным вузам
Для городских хостелов мы не рассматриваем заведомо непригодное жилье, которое обычно используется для расселения рабочих.
В последние годы получил распространение новый формат организации проживания для студентов: крупные студенческие рекрутинговые компании стали арендовать 3–4 комнатные квартиры и размещали там привезенных ими в Россию иностранных студентов. Этому способствовал спад на рынке недвижимости и наличие большого количества непроданных квартир в новостройках. Однако такой формат имеет существенные недостатки, связанные как с трудностью обеспечения безопасности в силу малого количества общих пространств, так и с формальными сложностями постановки на миграционный учет и регистрации по месту фактического проживания иностранных студентов (собственники жилья чаще всего не готовы заниматься этими формальностями). А с июля 2018 года после вступления в силу некоторых изменений в миграционном законодательстве, связанных, в том числе, с продлением виз и регистраций по месту фактического проживания, альтернатив специализированным жилым фондам вроде студенческих общежитий и хостелам фактически нет.

Международный опыт
Для понимания международной обстановки в сфере проживания студентов обратимся к исследованию, проведенному в 2018 году крупнейшим мировым агентством недвижимости Savills, основанным в 1855 году в Великобритании и имеющим более 600 офисов по всему миру.

Согласно данным этого исследования, на мировом рынке так же, как и в России, наблюдается существенный разрыв между спросом и предложением. Этот факт привел к тому, что сегмент жилищной инфраструктуры для студентов стал одним из быстрорастущих в мировом масштабе: инвестиции в строительство специализированного жилья для студентов (PBSA — purpose-built student accommodation) в 2017 году составили 17,5 млрд. долларов (8% от общемировых инвестиций в жилую недвижимость), рост с 2013 года составил 90%.

На сегодняшний день зрелыми рынками жилья для студентов являются США (46% от обозначенного объема инвестиций приходятся на эту страну), Великобритания (34%) и Западная Европа (18%). Итого — 98%. Остальные 2%, включая страны-лидеры по динамике роста объема иностранных студентов (Канада, Австралия, Япония), приходятся на весь остальной мир, и в этой ситуации мы замечаем факторы, свидетельствующие об огромном потенциале роста рынков студенческого жилья других стран:
  1. На США, Великобританию и Западную Европу приходится менее 50% от всего объема иностранных студентов в мире;
  2. Удовлетворенность спроса на студенческое жилье в крупнейших европейских мегаполисах катастрофически низкая: Рим (около 220,000 студентов) — 3%, Мадрид (около 200,000 студентов) — 5,7%, Вена (около 185,000 студентов) — 10,3%. И даже в городах Великобритании, где бизнес частных студенческих хостелов находится на подъеме, удовлетворенность спроса составляет не более 25%, а в мегаполисах США данный показатель равен в среднем 12%.
Отдельно следует подчеркнуть, что рынок студенческого жилья рассматривается как надежный и растущий. Иначе как объяснить, что такие консервативные финансовые гиганты, как Инвестиционная корпорация Правительства Сингапура и пенсионный фонд APG (Нидерланды) приобретают доли в компаниях, развивающих и управляющих студенческими общежитиями и хостелами в Австралии и Великобритании! С целью развития возможностей для расселения иностранных студентов в Австралии и Ирландии утверждены государственные программы по развитию студенческого жилья.

В условиях отсутствия достоверных сведений о количестве мест проживания, подходящих студентам, мы предполагаем, что в Москве, как в крупнейшем европейском мегаполисе, описанные выше тенденции проявляются в еще большем объеме. Поскольку студенческий контингент на 2016 год в Москве, по данным Министерства образования и науки РФ (https://budget.edu.ru/), составлял около 736,000 человек (почти в 2 раза больше, чем в Лондоне!). Из этого числа, по данным исследователей МГУ и ВШЭ О. Чудиновских и М. Денисенко, иногородние студенты составляют примерно 40% (более 300,000 человек) студентов. Можно сделать вывод о том, что сотни тысяч студентов в одной только Москве нуждаются в качественном жилье на оптимальных условиях.

Предложения
Без активного развития жилищной инфраструктуры для студентов как отдельного вида бизнеса будет сложно достичь всех целей, которые стоят перед образовательным сообществом в части привлечения иностранных студентов. Частный бизнес должен увидеть экономическую перспективу развития такого бизнеса, ведь все жильцы являются потенциальной целевой аудиторией для различных видов других товаров и услуг. При перспективном планировании развития этого сектора рынка необходимо учитывать, как минимум, следующие обстоятельства:
  1. Отдавать предпочтение развитию двух- и трехместных вариантов проживания.
  2. Реализовывать федеральные, региональные и муниципальные программы развития целевого студенческого жилья (PBSA) с целью предоставления дотаций как на этапе строительства, так и на этапе эксплуатации.
  3. Утвердить на уровне профессионального сообщества «мягкие» стандарты обустройства студенческого жилья.
В этой связи целесообразно рассмотреть следующие предложения:
  1. Концепция студенческого жилья может стать нестандартным и эффективным ходом для реанимации замершего рынка коммерческого жилья. Сотни вновь построенных и модернизированных офисных и деловых центров с уже подготовленными коммуникациями и существующей кабинетной планировкой оптимально подходят для развития на их площадках современных и очень качественных объектов для проживания студентов;
  2. Профилировать объекты студенческого жилья по направлениям подготовки проживающих в них студентов, что даст возможность получить уникальную концентрацию единомышленников и будет привлекать студентов для проживания с точки зрения налаживания связей для будущей карьеры, а во время обучения позволит проводить множество активностей с учетом специфики проживающего контингента;
  3. Развивать и пропагандировать такой формат студенческого жилья как проживание иностранных студентов в семьях (особенно для слушателей языковых курсов). Помимо очевидных плюсов, связанных с более быстрой интеграцией иностранцев в российское общество, такой проект может превратиться в социальный, если сделать акцент на участии в нем граждан Российской Федерации пенсионного и предпенсионного возраста!
Учитывая тот факт, что проблема предоставления качественного проживания иностранным студентам стоит перед всеми странами, развитие жилищной инфраструктуры для студентов может стать точкой опоры для быстрого рывка России в число лидеров глобального рынка образования. Комната в общежитии является местом, где среднестатистический студент проводит большую часть времени, поэтому, решая задачу экспорта образования, необходимо убедить и доказать потенциальным студентам и их родителям, что Россия — гостеприимная страна, способная предоставить студентам комфортабельные и современные условия жилья, позволяя сконцентрироваться на изучении русского языка и получении высшего образования.
Дмитрий Нерсесян, директор, Центр экспорта образования (Россия). Получил образование в сферах международного менеджмента и права в ведущих российских вузах. Дмитрий работает в сфере международного образования с 2002 года. Занимал младшие и ведущие позиции в различных вузах России. Концентрировался на развитии международного бизнеса вузов, международном маркетинге высшего образования и позиционировании вузов на глобальном рынке образования.