Основы экспорта российского образования
Имя Александра Леонардовича благодаря всестороннему вкладу в изучение вопросов привлечения иностранных студентов для обучения в России связывают с самим понятием «экспорт образования». Мы публикуем первую главу его мнения о текущем положении дел в этой сфере.
Тема обучения международного образования заинтересовала меня еще во времена СССР, когда после окончания международного отделения Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ я стал с конца 1970-х годов работать в отделе международного молодежного движения Научно-исследовательского центра ВКШ при ЦК ВЛКСМ и специализироваться по афро-азиатским странам, в том числе студенчеству этих регионов — основных поставщиков абитуриентов для зарубежных вузов. Этой темой я занимался и в аспирантуре Института Африки АН СССР, а также являлся по данному профилю научным консультантом КМО СССР в 1980-х годах.

В этот период у меня появились первые книги и статьи о зарубежной молодежи и студентах, международном сотрудничестве в образовании. В середине 1980-х годов я заинтересовался социологией, перешел в отдел изучения общественного мнения и оперативных социологических исследований НИЦ ВКШ (который возглавлял выдающийся российский социолог Ф. Э. Шереги, под руководством которого начал специализироваться в области социологии и в дальнейшем стал руководителем данного отдела). Вероятно, я был первым в СССР, кто получил возможность проводить социологические опросы среди иностранных студентов (объектом исследования являлись иностранные слушатели ВКШ при ЦК ВЛКСМ из десятков стран мира). Моему общению с представителями различных стран и культур в определенной мере способствовала полученная ранее филологическая подготовка (в 1973 г. я окончил отделение романо-германских языков и литературы Калининградского государственного университета, ныне Балтийский федеральный университет им. И. Канта).

Следует отметить, что к концу 1990-х годов СССР занимал 3-е место в мире (после США и Франции) по числу иностранных студентов, у нас сложилась очень эффективная централизованная система подготовки высококвалифицированных кадров для зарубежных стран, а полученное в Советском Союзе образование заслуженно считалось одним из лучших в мире. После распада СССР эта система была фактически демонтирована и отечественная высшая школа в силу различных объективных и субъективных причин утратила прежние лидирующие позиции в международном образовании.

Продолжить изучение проблем обучения иностранных студентов, а также опыта ведущих стран мира в этой области, я смог в Центре социологических исследований («Социоцентре») Госкомвуза России, куда был приглашен перейти в 1994 году и где проработал последующие 25 с лишним лет почти неизменно в одной и той же должности — зам. директора по науке. В 2002 году с моим участием (в соавторстве с директором «Социоцентра» Ф. Э. Шереги и руководителем Управления международного сотрудничества Министерства образования Н.М. Дмитриевым) вышла первая книга, в которой появилось понятие «экспорт образования» и обосновывалась необходимость его всесторонней поддержки со стороны государства (в дальнейшем на тему обучения иностранных студентов и международного образования мною были написаны (в том числе в соавторстве) более десятка книг и довольно значительное количество статей, опубликованных как в российских, так и в зарубежных журналах.
Всероссийские исследования в области международного образования с моим участием стали проводиться с начала 2000-х годов. Опросы иностранных студентов, стажеров, аспирантов, слушателей подготовительных отделений по единой методике и разработанным мною показателям, позволяющим делать корректные сопоставления, проходили в 2001, 2003, 2005, 2015, 2018 и 2019 годах (я являлся руководителем большинства этих исследований).

Одновременно с 2002 года, совместно с международным департаментом Минобрнауки, мы стали собирать ведомственную статистику по иностранным обучавшимcя по всем программам и ежегодно издавать с 2003 года статистический сборник «Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях РФ» (отражал обобщенные данные по очной форме обучения и изучаемым специальностям в вузах разного типа, расположенных в различных поселениях и федеральных округах, всего вышло 17 выпусков; последний удалось подготовить и издать в декабре 2020 года под эгидой ГИРЯ им. А. С. Пушкина (имеющего свою типографию), куда я в сентябре с.г. перешел работать в качестве зам. руководителя Центра исследований языковой политики и международного образования).

С 2007 года мы стали издавать второй статистический сборник «Экспорт российских образовательных услуг», включивший в себя показатели по обучению иностранных граждан по каждому вузу по всем программам, по очной и заочной формам, а также в филиалах и иных структурных подразделениях российских вузов за рубежом. В этот сборник, для полноты картины, мы включили данные и по иностранным студентам организаций СПО, иностранным школьникам в РФ и учащимся российских (русских) школ за рубежом, а также слушателям курсов русского языка при РЦНК Россотрудничества в различных странах мира. Таким образом, наше издание охватывает все типы образовательных организаций, в которых обучаются иностранные граждане (вне зависимости от их ведомственной принадлежности или формы собственности), и отражает весь спектр экспорта российских образовательных услуг. В декабре 2020 года мы смогли опубликовать юбилейный, 10-й выпуск этого статистического сборника (он довольно увесистый, 557 страниц), и надеюсь, он будет полезен специалистам по международному образованию.
Александр Леонардович Арефьев, к.и.н., доцент, заместитель директора Центр исследования языковой политики и международного образования, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. А.Л. Арефьев долгие годы работал в Центре социологических исследований Министерства науки и высшего образования и занимался вопросами экспорта российского образования. Он является автором и составителем ежегодных статистических сборников по международному образованию в России.