Владислав Мищенко: доля Москвы в экспорте услуг образования превышает половину национального объема
— Какую долю занимает Москва в экспорте образовательных услуг от всей России?
К сожалению, точные цифры назвать нельзя, так как официальные данные об экспорте образовательных услуг из Москвы отсутствуют. Тем не менее, понимая, что в Москве огромное количество вузов, а также компаний сферы Edtech, можем уверенно предположить, что г. Москва является ключевым регионом — экспортером образовательных услуг.
Но если говорить об экспертных оценках, то доля Москвы в экспорте услуг образования превышает половину национального объема.
Москва — центр российского высшего образования, у нас более 200 вузов, а каждый шестой студент учится в столичных университетах.
И рынок современных образовательных технологий имеет высокий потенциал, так как они могут выступать объектами международной купли-продажи. Этот рынок растет особенно высокими темпами благодаря развитию технологий электронного обучения и управления образовательным процессом.
Создаются образовательные платформы и технологические компании. Например, такие как EdTech, делающие доступ к получению знаний и формированию востребованных навыков более доступным вне зависимости от географических границ. По версии РБК, из 35 ведущих EdTech компаний, 30 относятся к Москве.
— Что характеризует город как привлекательное направление для экспорта образования?
По мнению студентов, столица входит в топ-50 привлекательных городов для прохождения обучения за рубежом. Согласно мировому рейтингу высших учебных заведений, в Москве находятся 9 ведущих университетов, включая МГУ имени Ломоносова, занимающий 74 позицию мирового рейтинга.
— Правильно ли, что для МЭЦ поддержка экспорта образовательных услуг является новым направлением для развития?
Мы и ранее работали с отраслью образовательных услуг, но именно в этом году мы расширили пул получателей экспортных субсидий. Если раньше финансовую помощь могли получить только производители товаров, то с весны этого года на субсидии могут рассчитывать и представители сферы услуг, в том числе образовательных.
Столичные компании могут возместить затраты на получение сертификатов, лицензий, перевод документов, маркетинговые расходы и адаптацию контента. Последнее наиболее интересно для образовательных онлайн-платформ, расширяющих географию своего присутствия за рубежом.
Кроме того, компании могут получить грант по экспортным контрактам, снятым с валютного учета. Грант составляет 10% от суммы этого контракта и выдается в размере до 10 млн. рублей и является своего рода cashback-программой для действующих экспортеров.
Стоит отметить, что большая часть заявок приходится именно на грант, так как он позволяет возместить деньги не на какой-то конкретный вид затрат, а на общую сумму полученной выручки.
— Как МЭЦ выстраивает отношения с экспортерами услуг в области образования?
Московский экспортный центр, подведомственный столичному Департаменту предпринимательства и инновационного развития, заинтересован в формировании комплексного и актуального видения вопросов в сфере экспорта образовательных услуг. Помимо информирования столичных образовательных организаций и компаний о текущих мерах поддержки МЭЦ, мы активно собираем обратную связь от столичных предпринимателей и образовательных учреждений.
Мы всегда рады услышать информацию от компаний, насколько полезным оказалось участие в бизнес-миссии или получение премиального аккаунта. Наши менеджеры всегда на связи с клиентами МЭЦ, и в случае вопросов оперативно отвечают и оказывают необходимую помощь.
При разработке новых инициатив и с целью формирования более адресной помощи мы запрашиваем у компаний информацию о тех барьерах и вопросах, с которыми они сталкиваются при осуществлении экспортной деятельности. Это происходит как в текущем рабочем режиме через общение наших менеджеров с представителями компаний, так и в рамках специально организованных мероприятий.
Например, в прошлом году мы провели бизнес-завтрак с организациями в сфере образовательных услуг. По его итогам мы сформировали перечень актуальных для отрасли мер поддержки. В рамках компетенции МЭЦ мы взяли в проработку запросы московских организаций по расширению существующих мер поддержки развития экспортной деятельности.
— Какие специализированные меры поддержки предоставляет МЭЦ образовательным учреждениям?
Московский экспортный центр предлагает столичным образовательным учреждениям и компаниям широкий спектр возможностей по выходу и продвижению на зарубежные рынки.
Так, МЭЦ полностью покрывает расходы на участие в бизнес-миссиях за рубежом и в ведущих мировых конгрессно-выставочных мероприятиях в сфере образования. Это дает уникальную возможность для привлечения иностранных партнеров и клиентов.
Ежегодно мы проводим открытое голосование за ведущие международные отраслевые мероприятия, на которых будут представлены столичные компании и организации в будущем году. Этот год не стал исключением и на выбор предлагались крупнейшие образовательные выставки в Китае и Индии.
Мы также готовы представить компаниям персональные аналитические исследования и списки потенциальных зарубежных партнеров по интересующим их рынкам.
— Есть ли программа помощи поставщикам образовательных услуг в электронном продвижении за счет финансирования создания аккаунтов на различных площадках и так далее?
МЭЦ уделяет большое значение развитию электронной коммерции. В частности, для представителей сферы услуг есть возможность получения премиальных аккаунтов на Europages, стоимость которого полностью оплачивает МЭЦ. Этой услугой уже успел воспользоваться Финансовый Университет при Правительстве РФ.
Актуальна данная возможность и для компаний в сфере онлайн-образования и EdTech, поскольку электронная площадка позволяет найти потенциальных клиентов по всему миру с упором на европейские страны всего лишь через несколько кликов.
— Есть ли вероятность создания отдельного экспортного каталога для образовательных организаций, размещенного на ресурсах МЭЦ?
На нашем сайте уже представлен экспортный каталог, который доступен на 8 языках мира: русском, английском, немецком, французском, испанском, португальском, китайском и арабском. И образовательные организации в нем есть.
С помощью каталога потенциальные зарубежные партнеры могут узнать о продукции и услугах наших клиентов. Каталог демонстрируют на всех международных мероприятиях, где участвует Московский экспортный центр, а также направляют заинтересованным зарубежным партнерам. Чтобы компанию внесли в единый каталог экспортной продукции Москвы, необходимо просто связаться со специалистами МЭЦ.
— Какие альтернативы Вы видите бизнес-миссиям в условиях закрытия границ? Имеется ли набор проверенных онлайн-площадок для презентации услуг за рубежом?
В сложившейся обстановке в начале года мы приняли решение о проведении бизнес-миссий в онлайн-формате. И среди участников были представители вузов. Например, НИУ ВШЭ участвовала в бизнес-миссиях с партнерами из Китая и Кореи.
Мы также готовы к участию в ведущих мировых образовательных конгрессно-выставочных мероприятиях, проводимых в условиях пандемии в онлайн-режиме. Данный формат уже был опробован нами. По сути, создается виртуальное выставочное пространство, где дистанционно можно вступить в переговоры с участниками мероприятия.
Кроме того, мы рассматриваем возможность расширения перечня электронных площадок по бесплатному предоставлению премиальных аккаунтов, необходимых для образовательных учреждений с целью продвижения их услуг на зарубежных рынках.
— Каким образом образовательному учреждению связаться с МЭЦ для сотрудничества? Есть ли отдел/сотрудник для выстраивания коммуникации?
По всем вопросам можно обратиться в call-центр или заказать обратный звонок на сайте МЭЦ. Вас обязательно соединят с профильным менеджером, курирующим данное направление, который проконсультирует вас по всем возникающим у вас вопросам.
— Просим Вас оценить взаимодействие МЭЦ И ЦЭО по экспертным вопросам в области экспорта образовательных услуг.
Наше сотрудничество позволяет получать комплексную экспертную точку зрения на вопросы экспорта образовательных услуг. Мы очень признательны за возможность участия в мероприятиях ЦЭО. Всегда насыщенная программа с интересными спикерами, от которых можно узнать о реальном положении образовательных учреждений и организаций с точки зрения оказания услуг на международном рынке. Мы нацелены на продолжение сотрудничества.
Владислав Мищенко — начальник Управления развития экспорта товаров и услуг АНО «Московский экспортный центр».