О новых реалиях международного образования
Сценарий, по которому развивались события в 2020-м году, трудно было даже представить год назад. В условиях ограничений пандемии система международного образования претерпела глобальные изменения. Часть деятельности международных офисов университетов (командировки, выставки, прямой рекрутинг) утратили прежнюю актуальность. Но для скептиков, задающихся вопросом «А не умерло ли международное образование?» ответ однозначный: «Нет».

Безусловно, был нанесен сильнейший удар физической мобильности, которой отводилась значительная роль в рамках «классической» международной деятельности. Однако кризис — это не только трудности, но и время вызовов, и поиска новых путей. Международное образование оперативно использовало возможности кризиса для трансформации и поиска новых форм деятельности и сотрудничества.

Виртуальная мобильность
Ограничения на физические поездки подтолкнули университеты апробировать иные форматы интернационализации, которые существовали и раньше, но были не очень популярны. Сегодня виртуальная мобильность вошла в инструментарий практически всех университетов, и в нее вовлечены множество студентов и преподавателей.

Распространение практики виртуальной мобильности расширяет границы международного образования и открывает перед студентами новые перспективы. Классические форматы мобильности не были доступны для многих студентов из-за высокой стоимости, необходимости продолжительного нахождения за рубежом, психологических барьеров. Виртуальная мобильность дает возможность практически любому получить ценный опыт международного обучения и неформального взаимодействия со значительно меньшими финансовыми и временными затратами.
В долгосрочной перспективе виртуальная мобильность может стать основой для развития международной студенческой проектной деятельности, обмена преподавательским опытом между университетами, усиления научного взаимодействия и т.д.

Сервисы для студентов
Весной для международных офисов и других университетских служб главной задачей стала поддержка студентов. В РАНХиГС международная деятельность всегда была приоритетом, и в это сложное время руководство Академии поставило заботу об иностранных студентах на первое место в работе всех служб Академии. Сюда входила помощь студентам, оказавшимся в момент начала пандемии за границей, а также иностранным студентам, которые не могли уехать в свои родные страны.
На университеты легла задача в срочном порядке разработать сервисы, необходимые для жизненных нужд студентов. Если посмотреть по миру, то разнообразие этих сервисов поистине впечатляет: от продовольственных корзин и помощи в приобретении билетов, до поддержки в трудоустройстве, решении вопросов с проживанием и, конечно, психологической поддержки.

Трансформация профессионального сообщества
Всеобщий переход в онлайн привел к двум интересным явлениям.

Во-первых, международное профессиональное сообщество стало сплоченнее и доступнее. Раньше, чтобы послушать выступление видного эксперта и пообщаться с ним в кулуарах, необходимо было заранее планировать поездку на конференцию, оплачивать билеты и гостиницу, тратить на поездку в общей сложности минимум 2 дня (не считая времени на подготовку). Сейчас все международные эксперты оказались в доступности нескольких кликов. Со многими можно было несколько раз за месяц встретиться на вебинаре и обсудить последние новости. Общение стало намного более интенсивным.
Наше управление организовало и провело серию онлайн-мероприятий, на которых ректор академиии В.А. Мау встретился с экспертами и представителями Международной ассоциации университетов (IAU), Европейской ассоциации международного образования (EAIE) и Центра международного высшего образования Бостонского колледжа (CIHE). Конечно, нам всем очень не хватает атмосферы большого мероприятия, ощущения чашки кофе в руках, общения с коллегами, но стоит признать, что онлайн взаимодействие способствовало значительной консолидации профессионального сообщества и укреплению неформальных связей.

Во-вторых, невероятным образом возрос поток информации. Сложность рутинной деятельности по отслеживанию основных событий и новостей в профессиональной сфере увеличилась в разы. В мае мы создали telegram-канал @eduviewrus, ориентированный на профессиональное сообщество российских университетов. Там мы системно отслеживаем и доступно рассказываем об основных событиях и тенденциях международного образования. Это позволяет наблюдать развитие многих процессов фактически в режиме реального времени.

Быть в курсе основных тенденций и важнейших изменений необходимо как для тактического, так и для стратегического планирования деятельности в быстро меняющихся условиях. Как изменятся международные студенческие потоки? Какие решения властей приведут к росту популярности высшего образования в их странах, а какие, наоборот, оттолкнут иностранных студентов? На основе каких критериев студенты и их семьи будут выбирать страну для получения высшего образования? Как изменится профессия университетского международника? Найти ответы на эти вопросы возможно, только будучи в курсе глобальных событий.

Своей деятельностью в рамках работы Управления международного развития и с помощью telegram-канала мы стремимся не только помочь нашим коллегам, но и способствовать развитию российского экспертного сообщества. Опыт этого года наглядно продемонстрировал, как сложная система международного образования способна трансформироваться в соответствии с запросами времени и выходить на качественно новый этап развития.
В поле зрения Telegram-канала @eduviewrus вошли такие вопросы, как изменение студенческих потоков, рекрутинговые стратегии, дистанционное обучение, решения разных стран относительно иностранных студентов и многое другое. Мы собираем информацию из различных источников из примерно 25 стран мира. Среди них Великобритания, США, Канада, Австралия, Франция, Германия, Нидерланды, Дания, Ирландия, Норвегия, Мальта, Китай, Япония, Южная Корея, Вьетнам, Индонезия, Индия, Пакистан, Саудовская Аравия, ОАЭ, Турция, Аргентина, Колумбия, Чили, Эквадор, Перу.
Лариса Тарадина
Директор по развитию международного образования и сотрудничества Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Larisa Taradina, Director for International Education and Cooperation, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Mrs. Taradina has been working in the sphere of international higher education for over 15 years, including working at Higher School of Economics and on the Russian Academic Excellence Project (Project 5–100). She is the author of qualification programs for international offices employees, implemented within the framework of Project 5–100. Mrs. Taradina conducts research in the field of internationalization of higher education. She is the chief editor of the @eduviewrus Telegram channel, which is dedicated to topical issues of international education.