Система образования Шри-Ланки и возможности для получения высшего образования

Уровень грамотности взрослого населения Шри-Ланки составлял в 2015 году 96,3%, что превосходит среднемировые и региональные стандарты. Уровень компьютерной грамотности населения в 2017 году был равен 28,3%, количество пользователей телефонов составляло 105% от населения, а пользователей Интернета — 32%. Образование играет важную роль жизни и культуре страны, чья история началась в 543 году до нашей эры.
Современная система образования Шри-Ланки была создана в результате интеграции в Британскую Империю в XIX веке. Сегодня ряд вопросов ее существования и развития находится в компетенции центрального правительства страны, а ряд других вопросов — в компетенции советов провинций.
В 1942 году был создан специальный комитет, который осуществляет надзор за системой образования и, помимо прочего, отвечает за следующие вопросы:
  • Обеспечение доступности хорошего бесплатного образования для всех детей, чтобы образование не превращалось в предмет роскоши, доступный только городским жителям.
  • Продвижение обучения на национальных языках вместо английского языка, что позволит избежать превращения получения высшего образования и получение хорошей работы в прерогативу небольшого количества горожан страны.
  • Рационализация школьной системы во имя повышения ее адекватности и эффективности.
  • Гарантия того, что каждый ребенок получает воспитание в соответствии с религиозными убеждениями родителей.
  • Защита учителей от эксплуатации со стороны руководства школ.
  • Обеспечение необходимого уровня поддержки образования для взрослых
После приобретения независимости в Шри-Ланке существенно увеличилось количество школ и, как следствие, значительно вырос уровень грамотности населения. Согласно актуальным данным сегодня на острове работают 10012 школ, в которых обучаются 4037157 детей.

Структура образования Шри-Ланки
Система образования Шри-Ланки разделена на 5 уровней: начальное, младшее среднее, старшее среднее, колледж и высшее образование. Начальное образование длится пять лет (1–5 класс). По окончании этого уровня школьники могут принять участие в национальном стипендиальном экзамене. Этот экзамен позволяет одаренным школьникам перейти в школы более высокого уровня.
  • Младшее среднее образование (называемый иначе средней школой) длится четыре года (6–9 класс).
  • Старшее среднее образование длится два года (10–11 класс). На этом этапе происходит подготовка к сдаче экзамена на получение Свидетельства об общем образовании обычного уровня (General Certificate of Education (G.C.E) Ordinary Level (O/L)). В соответствии с законодательством Шри-Ланки обязательным является школьное образование до 9 класса (до 14 лет). После этого школьники могут либо продолжить образование, либо перейти на профессиональную стажировку на производстве или в сельском хозяйстве. Однако Министерство образования настоятельно рекомендует всем школьником продолжить обучение как минимум до получения сертификата G.C.E Ordinary Level. Студенты, которые планируют поступать в вуз, должны получить G.C.E O/L для продолжения обучение на уровне колледжа.
  • Обучение на уровне колледжа длится 2 года (12–13 классы) и завершается сдачей экзамена для получения сертификата продвинутого уровня (G.C.E Advanced Level).
  • Уровень высшего образования.
Обучение по программам бакалавриата в государственных вузах является бесплатным, но очень конкурентным, стандартизованным и с ограниченным количеством мест. Менее 16% (меньше 16 000 школьников) от числа тех, кто успешно сдал экзамен на G.C.E Advanced Level поступают в государственные вузы, поскольку поступление в университет осуществляется на основании результатов экзамена GCE Advanced Level. Отбор абитуриентов осуществляется на рейтинговой основе, причем рейтинги формируются отдельно для каждого округа страны. Поступить в вузы смогут только лучшие школьники.
Таким образом, шанс поступить в вуз имеют жители как городских, так и сельских округов. Однако при такой системе складывается картина, когда студенты из отдаленных округов могут поступить в вуз, имея более низкий бал, чем средний по стране. В результате сильные абитуриенты, которые, тем не менее, не получили возможности поступления в вуз, а это обычно около 8% от общего числа выпускников школ. И эти ребята рассматривают возможности получения высшего образования за рубежом.
Некоторые выпускники выбирают для себя профессиональный путь развития и продолжают обучение в зарубежных (например, CIMA, BCS, ACCA и т.д.) или местных (например, ICASL, SLIM) профессиональных организациях и сообществах либо отправляются на учебу в профессиональные технические колледжи, где получают специальность в сферах механического производства и электроники. Правительство также предлагает возможность получения финансовой помощи дополнительно к получению бесплатного высшего образования.
Подводя итог, можно отметить, что огромное количество шриланкийских школьников, потративших время и огромные усилия, не имеют возможности получить высшее образование на родине из-за инфраструктурных ограничений вузов.
В настоящее время все больше этих школьников ищут возможности получения иностранного высшего образования, в том числе для получения опыта проживания за рубежом в мультикультурной среде и т.д.
Из актуальных тенденций необходимо выделить склонность студентов и их родителей ориентироваться на более подходящие, а не самые популярные страны. Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, США и Канада уступают место выбору в пользу таких стран, как Россия, Беларусь и Китай, которые рассматриваются как наиболее выгодные и подходящие для студентов из Шри-Ланки. Дело не только в размере стоимости обучения, но и в более низких сопутствующих расходах при сопоставимых стандартах жизни.
Посольство России в Шри-Ланке, Российский центр науки и культуры и наиболее профессиональные консультанты проводят эффективную работу для продвижения российского образования. Также хочется отметить и вклад в эту работу Центра экспорта образования. Мы бы хотели, чтобы все больше абитуриентов из Шри-Ланки успешно получали российское образование, обучаясь по столь же высоким стандартам, что и в странах Запада, но при гораздо меньших затратах.
Вимашан Вималагунасекара
Директор по международным связям и оперативному управлению, Multidimensional Aspirations for Students.
Автор: Вимашан Вималагунасекара, директор по международным связям и оперативному управлению Multidimensional Aspirations for Students (MAS Pvt. Ltd.)